Начиная с 2000 года беспрецедентный рост столичного рынка жилья привлек к себе миллиардные инвестиции со всей страны, способствовал возникновению серьезной конкуренции среди застройщиков и риэлтеров. Однако это не остановило рост цен
Фото Шитикова Дмитрия
 
 
 
По данным деловой газеты "Бизнес", банковский кризис 2004 года и принятый с серьезным опозданием закон №214 "Об участии в долевом строительстве…", нацеленный на защиту потребителя, спровоцировали сокращение нового строительства вдвое
Вести
 
 
 
Это привело к дефициту предложения и месячному росту цен в 10-15% - средняя стоимость квадратного метра в столице уже практически достигла 4 тысяч долларов
Вести

Начиная с 2000 года беспрецедентный рост столичного рынка жилья привлек к себе миллиардные инвестиции со всей страны, способствовал возникновению серьезной конкуренции среди застройщиков и риэлтеров. Однако это не остановило рост цен.

По данным деловой газеты "Бизнес", банковский кризис 2004 года и принятый с серьезным опозданием закон №214 "Об участии в долевом строительстве…", нацеленный на защиту потребителя, спровоцировали сокращение нового строительства вдвое. Это привело к дефициту предложения и месячному росту цен в 10-15% - средняя стоимость квадратного метра в столице уже практически достигла 4 тысяч долларов.

Начало жилищного бума 2000 год - это то время, о котором мечтательно вспоминают портфельные инвесторы и большинство рядовых москвичей: тогда однокомнатная квартира стоила 18-20 тысяч долларов. Если бы она была приобретена в тот момент, а реализована сегодня, то ее цена составила бы уже 80-100 тысяч. Однако шесть лет назад для рядового жителя столицы эти цены также казались запредельными.

Только в конце 2001 - начале 2002 года, когда тенденция на увеличение стоимости жилья стала очевидной и рост благосостояния также пошел вверх, появились первые желающие вкладываться в недвижимость. Позднее факт того, что лучшие инвестиции - это земля и квадратные метры, стал аксиомой для наиболее активных предпринимателей. Эти вложения принесли им как минимум утроение капитала.

С середины 2002 года в Москве начало складываться новое представление о качестве жилья. Строящийся до сих пор эконом-класс уже не устраивал многих москвичей, что дало импульс для развития монолитного домостроения, которое постепенно потеснило панель.

Крупнейшими стройплощадками пятилетней давности были Марьинский парк, Южное и Северное Бутово, Люблино. Уже к 2003 году эти районы были практически полностью застроены, что привело к переходу на монолитную единичную застройку.

Именно с этого момента в столице началась точечная застройка, а в 2004 году доля строительства нетиповых (монолитно-кирпичных) домов превысила 50% и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему увеличению. К 2008 году доля строящихся новых панельных домов, по прогнозам экспертов, сократится до 30-35%.

С очередным витком снижения объема предложения дешевого жилья в новостройках значительно усилилось давление спроса на вторичный рынок. Это касалось квартир с низкими потребительскими характеристиками, небольшими общими площадями и общей стоимостью. Это, естественно, привело к существенному росту и сокращению предложения в этом сегменте.

В результате нереализованный платежеспособный спрос продолжает и по сей день смещаться в ближайшее Подмосковье, как на первичный, так и на вторичный рынки. Такая тенденция привела к росту цен на жилье в Подмосковье, который по многим объектам превышает рост цен на квартиры в Москве. Тогда же в Подмосковье вышли крупнейшие московские панельные застройщики с программами комплексной застройки районов.

При этом рост цен происходил достаточно непредсказуемо. В 2000 году среднегодовая цена квадратного метра на рынке вторичного жилья по Москве составляла около 700 долларов. Квартиру в панельном или монолитном доме на начальной стадии строительства в Южном Бутове и Марьинском парке тогда можно было купить всего по 370-400 долларов за кв. м. В ЦАО уже тогда стоимость квадратного метра была свыше тысячи долларов.

В 2001 и 2002 годах ежегодный прирост средней цены составлял около 16-17%, что незначительно превышало уровень инфляции в стране и вполне соответствовало нормам цивилизованного рынка недвижимости. Но уже в 2003- 2004 годах темпы среднегодового прироста цен на жилье увеличились почти в два раза и составили 32-39%.

Логического и объективного объяснения активизировавшемуся в 2005 году и продолжающемуся и по сей день ценовому скачку не сможет дать, пожалуй, ни один профессиональный аналитик, предполагается, что основополагающее влияние на фантастический рост цен оказало значительное сокращение (на треть) общего объема предложений квартир за этот период.


Источник: Квартирный потолок