Эмзар Квициани - партизан на госдовольствии
НТВ
 
 
 
В "Монадире" входят до 350 местных жителей (по данным самого Эмзара Квициани, в штате отряда - до 900 ополченцев), семьи которых жили за счет зарплаты министерства обороны
НТВ

Командир грузинского военного соединения "Монадире" ("Охотник") Эмзар Квициани объявил о неповиновении правительству Грузии еще летом прошлого, 2005 года, когда министр обороны Ираклий Окруашвили начал приводить в действие свой план по замене партизан в Кодорском ущелье на регулярные армейские части.

Министерство обороны намеревалось передать действующий в Кодорском ущелье (единственный контролируемый центральным правительством Грузии регион Абхазии) батальон местного ополчения, находившийся в подчинении Минобороны, главному управлению внутренних дел автономной республики Абхазия (высокогорное Кодорское ущелье - единственный регион Абхазии, который контролируется центральными властями Грузии), и отобрать у кодорских ополченцев оружие.

В "Монадире" входят до 350 местных жителей (по данным самого Эмзара Квициани, в штате отряда - до 900 ополченцев), семьи которых жили за счет зарплаты министерства обороны. Кодорское ущелье - депрессивный регион, входящий в зону грузино-абхазского конфликта, сухопутная связь между ним и остальной Грузией держится всего 4 месяца в году, летом. После упразднения "Монадире" многие здесь лишились работы и заработка. На это Окруашвили заметил, что "осуществлять социальные дотации какого-либо региона не входит в функции министерства обороны Грузии", и добавил, что "90 процентов контингента ополчения Кодорского ущелья являются обычной бандой бездельников".

"Монадире" поддерживает представитель президента Грузии по абхазским вопросам, глава правительства Абхазии (в изгнании) Ираклий Аласания, который, по мнению экспертов, сам хотел бы стать министром обороны.

Между тем бывший уполномоченный президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзар Квициани - личность колоритная. Несколько лет назад, еще при правлении Эдуарда шеварднадзе, этот партизан собирался пройти курс обучения военному делу одном из военных колледжей США. Учебу Эмзара Квициани готово было оплатить правительство Грузии - возможно, этот способ распустить ополчение казался бывшему президенту менее хлопотным.

Но череда скандалов помешала отъезду грузинского ополченца в Соединенные штаты. Первый конфуз был связан с джипом "Додж", на котором ездил Квициани. Иномарка стоимостью в 200 тысяч долларов оказалась украденной у московского бизнесмена Евгения Темирова.

Находясь в Тбилиси в составе официальной делегации, российский предприниматель обнаружил в центре грузинской столицы джип, очень похожий на свой. После соответствующей проверки автомобиль у Квициани изъяли, опечатали и поместили в один из гаражей МВД Грузии.

Вскоре один из старейшин Кодорского ущелья Важа Авалиани обвинил Эмзара Квициани в еще более тяжелом преступлении - в соучастии в похищении людей. Злые языки утверждали, что полпред президента Грузии в Кодорском ущелье принимал непосредственное участие в дележе денег, полученных за заложников. Об этом говорил, в частности, бывший председатель Верховного Совета Абхазии в изгнании Тамаз Надареишвили - он связывал имя Квициани с похищением 5 июня 2003 года военных наблюдателей ООН и получением от грузинских властей выкупа за освобождение заложников.

Но самая скандальная операция с участием Квициани связана и именем покойного чеченского полевого командира Руслана Гелаева. Квициани и Гелаев принимали совместное участие в организованной спецслужбами Грузии операции в Абхазии в октябре 2001 года. Тбилиси тогда заявил о намерении ввести в Абхазию грузинские вооруженные силы, и через несколько часов сообщил, что "в высокогорной части Кодорского ущелья находятся саперы Минобороны Грузии", которыми и оказались люди Гелаева и Квициани.

В 2001 году Гелаев во главе своего отряда скитался по Абхазии, Сванетии, Мингрелии и Панкисскому ущелью. Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе называл его тогда "человеком с нормальным мышлением" и "высшим образованием". После этого Генпрокуратура России направила в Тбилиси просьбу о задержании и выдаче террориста.

Сегодня Квициани вошел в жесткую конфронтацию уже центральному правительству Грузии, пообещав ему "начало гражданской войны".