Еще в апреле 2001 года парламент республики Кабардино-Балкария законодательно запретил "деятельность, связанную с религиозным экстремизмом". Под это определение, по мнению местных депутатов, подпадает деятельность ваххабитских джамаатов.
В Кабардино-Балкарии экстремистской считается деятельность "напрямую или косвенно пропагандирующя насильственное изменение основ установленных Конституцией и угрожает целостности Кабардино-Балкарии и Российской Федерации, подрывает государственную безопасность".
Сюда же отнесены "создание незаконных вооруженных формирований, религиозная нетерпимость, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти, или разрушение института семьи", а также нанесение "вреда личному психологическому и/или нравственному состоянию" и "пропаганду исключительности религии".
Ваххабитскими считаются джамааты, которые не входят в состав Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии. Их в республике около 12. Власти рассматривают их как потенциальную угрозу безопасности, так как, по их мнению, они, во-первых, противопоставляют себя официальному мусульманскому духовенству и органам власти, во-вторых, на них делают ставку руководители незаконных вооруженных формирований Чечни.
По данным МВД республики, в республике 400 приверженцев ваххабизма, 40% которых "или имеют судимости, или находятся под наблюдением, как потенциальные правонарушители".
Более всего известен джамаат "Ярмук". Туда входит часть жителей балкарского селения Кенделен, которое считается ваххабитским.
Правда, местные работники МВД считают, что большая часть ваххабитов из республики находятся в Чечне и Грузии. По данным МВД КБР, более 50 жителей Кабардино-Балкарии участвовали в боевых действиях в Чечне на стороне сепаратистов. Большая часть из них вернулись в республику, но некоторые все же остались на территории Чечни.
Впрочем, близость Чечни вызвала межэтническое напряжение в Kабардино-Балкарии: в ноябре 2003 по Нальчику прокатилась волна избиений студентов-чеченцев. Самые громкие акции, приписываемые ваххабитским группировкам на территории Кабардино-Балкарии:
Именно члены джамаата "Ярмук" в августе 2004 года устроили в Чегемском районе столкновение с милицией: 9 августа в лесу неподалеку от Нальчика они напали на местных милиционеров, которых в бою погибло двое, ранены четверо. Бандиты тоже потеряли двоих. Остальным удалось уйти. Боевики оказались серьезно вооружены: они стреляли не только из автоматов, но и из гранатометов и пулемета.
Местным ваххабитам приписывают организацию прошлогодних взрывов на рок-фестивале "Крылья" в Тушине и неудавшийся теракт в ресторане на Тверской, за который смертница Зарема Мужахоева получила 20 лет тюрьмы.
Официальное духовенство в республике по-своему борется с ваххабитами. Из-за "засилья в молодежной исламской среде нетрадиционных взглядов" закрыты все мечети Чегемского района, - их теперь открывают только для пятничных молитв. Закрыты мечети в городе Баксане и селении Дугулубгей. Это решение принято после проведенной в сентябре 2003 года операции "Вулкан-5" - в ходе шумной акции несколько боевиков сумели прорвать оцепление, ранив сотрудника милиции.
Правоохранительные органы тогда задержали около сотни верующих - жителей высокогорных районов. Эти акции были связаны с тем, что в горах Кабарды обнаружились два лагерей боевиков, где скрывался подозреваемый в причастности к терактам в Москве и Моздоке Темиркан Шогенов.
Братья Шогеновы были известны тем, что переправляли шахидок, в том числе и Зарему Мужахоеву, в Москву. Шогеновы были убиты, а еще двое лидеров местной ваххабитской организации арестованы.
представители духовенства КБР признали, что задержания были произведены обоснованно, так как в республике существуют подпольные мусульманские джамааты (общины), а в некоторых мечетях даже нашли оружие.