"Свободных выборов в путинской России нет. Но выборы, вне всяких сомнений, хорошая пора для агитации. Так что я всячески рад, когда и оппозиция, и просто интересные независимые кандидаты во время выборов агитируют, создают альтернативу действующей власти", - пишет сценарист и общественный деятель в Facebook.

"Почти всегда независимых кандидатов власти с выборов снимают либо иными способами не допускают их до выборов. И вот тогда начинается самое сложное - что дальше-то делать?

Есть вроде бы две альтернативы. Первая - голосовать за кого-нибудь оставшегося из числа ручных оппозиционеров Путина. Но вроде как против "Единой России". Вторая - "активный бойкот выборов".

Но, извините, я вообще не понимаю, что такое бойкот выборов. Пусть и активный. В какой-то степени акцент кампании смещается на "мы бойкотируем выборы". Избирателей информируют, что не все кандидаты допущены к выборам. Небольшой агитационный эффект у такого способа есть, но он все же небольшой, т.к. вынужденно агитация идет не конкурентная, в которой освещаются все проблемы региона, а защитная, когда в агитации рассказывают фактически только о снятии с выборов кандидата.

В общем, я думаю, что активный бойкот выборов был хорош в прошлом, а сейчас нужно идти другим путем.

Давным-давно, когда я только-только соприкоснулся в политикой, я помогал агитацией одним молодым кандидатам от одной демократической партии. Мы ходили, агитировали во дворах. А потом остановились в сквере порассуждать. Все трезво оценивали шансы - быть избранным не получится сейчас, в этих условиях. И тогда я спросил - а почему бы не уйти вот из этого двора и после выборов? Почему не представлять интересы этих людей и после выборов? Тогда раньше или позднее люди запомнят тебя и ты будешь их представителем вне зависимости от того, допустят тебя до выборов или нет.

Прошел десяток лет с того разговора и вот стали появляться люди вроде Юли Галяминой, которые не уходят после выборов, которые не кидаются избираться то в одном месте, то во втором. Эти люди представляют свой регион (или район) из года в год и защищают его из года в год. Мне кажется, такой подход работает сильнее любого активного бойкота.

Взгляните на того же Ройзмана. На посту ли мэра, на посту ли губернатора, или вне этих постов - он несомненно ощущается как представитель региона.

Посмотрите на кампанию Навального. Он ведет кампанию без гарантий, что его допустят до выборов. Кампания так построена, что вне зависимости от кремлевских решал агитация может продолжаться и после выборов.

В принципе, сегодня каждый может стать представителем людей. Для этого надо просто быть голосом избирателя из года в год, а не только в период выборов. И, кстати, этого более всего и боится власть - серьезной и глубокой конкуренции, основанной на реальной поддержке людей и на планомерной агитационной работе на местах.

Возвращаясь к теме бойкота, вот мои выводы. Пора приучить власти к тому, что снятие с выборов ничего не решит. Штабы остаются. Программы кандидатов остаются. Агитация остается. Волонтеры остаются. И сами кандидаты остаются представлять своих избирателей.

Пора переходить от активного бойкота к активному народному представительству. Да и избирателям проще ориентироваться на тех, кто рядом с ними из года в год".