"То, что 4 ноября 1612 года не произошло никакого события, в честь которого через четыре столетия стоило бы объявлять выходной, все уже обсудили, в том числе с участием профессиональных историков. Единственной зацепкой может быть только 1649 год, когда Алексей Михайлович в честь своего сына, рожденного 22.10.1648 года (по новому стилю - 4.11), повелел отмечать этот день в честь Казанской иконы Божьей матери", - пишет колумнист "Ежедневного журнала".
"Всенародно отмечать день рождения Дмитрия Алексеевича Романова довольно сложно, поскольку царевич прожил меньше года и за это время не успел совершить сколько-нибудь значительных подвигов и злодеяний. Предложить всем 146 миллионам на государственном уровне чествовать икону - это, пожалуй, слишком даже для нынешнего пренебрежения к Конституции, в которой что-то там записано про светское государство.
Всем с самого начала было понятно, что надо было отменять празднование 7 ноября, поскольку очевидным бенефициаром этого праздника был нескончаемый Зюганов со своей тоскливой КПРФ, которые большой опасности для власти никогда не представляли, но все-таки позволять им разрастаться начальство не хотело. Было задание - срочно найти поблизости от 7 ноября какой-то заменитель. Спешили. Ткнули пальцем в исторический календарь. Попали мимо. Теперь вот празднуем невесть что...
Нет, выходной - дело в любом случае хорошее. Есть время на досуге подумать, в том числе и над "народным единством", каким оно было тогда, после Смуты, и теперь. По поводу того, каким было это единство в те времена, на которые нас призывают равняться, пожалуй, лучше других сказал Василий Осипович Ключевский: "Из бури Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде... Эта перемена выразилась в явлении, которого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: 17 век был в нашей истории временем народных мятежей". То есть прямым следствием "великого народного единения" стала эпоха народных мятежей".
"С помощью телевизора два года назад была выкована главная скрепа путинского единения народа: "Крымнаш". Счастье от того, что благодаря краже Крыма территория России увеличилась на 0,15%, оказалось так велико, что популяция была согласна ради этого пожертвовать не только свободой, но и достатком. То, что в России размер территории и свобода народа находятся в отношении обратной пропорции, одним из первых заметил все тот же В.О. Ключевский: "У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода".
Одним из непременных следствий внутренней несвободы народа становится его деградация, в первую очередь деградация управленческой верхушки. Что, в свою очередь, приводит к нарастанию управленческих ошибок, среди которых увеличивается доля обычных глупостей. К числу таких глупостей относится решение принять закон о российской нации, который обречен стать посмешищем для одних, пугалом для других и предметом возмущения для третьих".
"Особенность той популяции, которая живет на территории РФ, в том, что она не может стать политической нацией, поскольку состоит не из граждан, а из подданных. Путинская "российская нация" имеет местом своей сборки - телевизор. Именно там и происходит пресловутое "единство народа", хоть российского, хоть русского. Телевизор - это тот орган коллективного воображения, в котором существует "российская нация", которая по воле режиссера и монтажера мгновенно может преобразоваться в "русскую нацию", а потом снова в российскую. В телевизоре это легко.
А еще "российская нация" существует в воображении Путина и его окружения. Там это сообщество выглядит как пластилин, из которого можно лепить любые фигуры. Именно так воображали себе своих подданных вожди СССР, именно так их воспринимал Николай Второй. И все они были бесконечно удивлены, когда вдруг выяснилось, что то сообщество, которое существует в их воображении, очень сильно отличается от реальности. Это неприятное удивление обязательно предстоит пережить и Путину".