Жозеп Боррель
МИД России / Flickr

"Пару дней назад давал очередное интервью ZDF (немецкой телекомпании), как раз в день визита Борреля в Москву. Спрашивали про визит и про санкции, и хотя я сказал, что хотел, но ужасно вяло и непонятно. Кашу какую-то размазал. А нужно в этом месте было сказать вот что. Это все игра в поддавки в четыре руки", - пишет политолог в Facebook.

"Европейские политики говорят о санкциях в отношении восточных диктатур - Беларуси и в России, чтобы продемонстрировать своим избирателям, что они привержены принципам демократии и готовы их эффективно отстаивать. При этом в действительности у них нет технологического набора мер, который они готовы применить и который можно рассматривать как "санкции", т.е. серьезный ущерб противной стороне, нанесенный с помощью административных и экономических мер.

Постоянно говоря публично о санкциях, они лишь успокаивают и вводят - отчасти - в заблуждение своих избирателей, стремясь создать у них впечатление собственной эффективности в отстаивании определенных ценностей, которая, на самом деле, отсутствует.

А на противоположной стороне происходит примерно то же самое. В восточных деспотиях - в Минске и Москве - местные режимы постоянно рассказывают населению об этих самых санкциях. Показывают Борреля, который говорит о санкциях, других европейских функционеров, которые говорят о санкциях, и поясняют местному избирателю: вы видите, сколько санкций они против нас применяют, как они нас душат этими самыми санкциями? И если бы не геополитический и менеджерский дар Владимира Лукашенко и Александра Путина, то мы (вы) уже по миру бы шли под игом этих санкций.

Таким образом, и в Европе, и в Москве "санкции" - это хорошая спекулятивная политическая бумага, которая всегда в ходу и вполне ликвидна в общении с избирателем. И особенно хороша тем, что никаких санкций на самом деле нет. И нет с ними особых хлопот.

При этом Брюссель и Берлин явно проигрывают тактически. В то время как в Москве риски закрытия "Северного потока-2" уже давно учтены, в Германии абсолютно не готовы к его закрытию. И потому, когда Брюссель или Берлин угрожают Москве "новыми санкциями", то здесь это вызывает лишь сдержанную саркастическую ухмылку: гайз, вы еще не выполнили того, чем вы нам грозили за то, что мы сделали позавчера, и вы думаете, что мы боимся ваших угроз "новых санкций" за то, что мы сделаем завтра?"