"Суперская история с результатами муниципальных выборов в Москве, горячо поздравляю всех избранных независимых депутатов", - пишет политик на своей странице в Facebook.
"Такие результаты - прямой признак того, насколько москвичей достал Собянин. Даже админресурс и надомники не помогают. У меня ощущение, что для Собянина это громкое поражение - начало конца. По сути дела, такой громкий публичный вотум недоверия мэру от москвичей: в ряде знаковых районов правящая партия либо в меньшинстве, либо вообще не получила мандатов.
Шикарная история большой психологической значимости - полное поражение "Единой России" (ни одного мандата) в Гагаринском районе, где с помпой голосовал Путин. Это надо обязательно использовать против него в президентской кампании.
Из не совсем приятных новостей - на фоне полутора десятков районов, где оппозиция добилась большого успеха, в остальной сотне с лишним ситуация вовсе не такая блестящая. Немало случаев, когда оппозиционные депутаты потеряли мандаты, а партия власти в окраинных районах даже улучшила свой результат по сравнению с прошлыми выборами. То есть ситуация очень несимметричная. Дмитрий Гудков уже признал, что депутатов в 110 районах для поддержки его выдвижения в мэры он не собирает.
Это неудивительно, так как были районы, где независимые депутаты вели активную кампанию, но в большинстве районов их было не видно и не слышно (например, у нас в Ясенево - мы тут увидели лишь некоторые листовки буквально за 7-10 дней до выборов, я за Навального больше агитации у себя в районе видел, чем за мундепов). Никакой отдельной кампании по мобилизации москвичей на выборы не было (твиттер и фейсбук не в счет). Москвичи в большинстве своем просто вообще не знают, что у нас есть какие-то муниципальные собрания.
Госдуму знают, Мосгордуму знают. Знают префектуры, управы. Муниципальные собрания? Нет, не слышали. Это неудивительно: Лужков унасекомил местное самоуправление в Москве еще в 90-е годы. У собраний этих нет никаких полномочий, кроме спортплощадок там всяких, в основном они занимаются распределением бюджета на содержание самих себя. Когда муниципальные выборы в Москве проходили вместе с президентскими в 2012 году, я массово наблюдал сценки у себя на участке, когда людям вместе с президентским бюллетенем давали еще и второй бюллетень и они выкатывали глаза на лоб: а чо это такое?
То есть нужна была отдельная кампания по обеспечению явки, помимо агитации собственно за кандидатов. Плюс кандидаты во многих районах были откровенно слабые. Поэтому получилась ставка на имидж этой кампании и отдельные заведомо оппозиционные районы в ЦАО и ЮЗАО, но зато чем дальше от центра, тем дела были хуже.
Кстати, мне вот тут прислали ссылку на вчерашнюю "Точку" на "Эхе Москвы", где Максим Кац рассказывает про стратегию работы их штаба и говорит - мы специально давали инструкцию нашим кандидатам не работать со сложившимися районными группами активистов, а вести свою кампанию, задача была привлечь новых людей, вот у нас была тысяча кандидатов впервые в истории.
Хочу заметить, что триумфальные победы одержали как раз сложившиеся за много лет команды районных активистов - Янкаускаса, Русаковой, Мотина, Галяминой, ребят из Академического, Коньково и так далее. Новые и неизвестные кандидаты в остальных районах как раз выступили не очень. Наше Ясенево в этом плане как раз яркий пример, здесь их было человек 15, кампанию они, по сути, не вели. С нашим домом (где не только я живу, но и почти 2000 избирателей, многие довольно протестно настроены) не было ни одной встречи, по квартирам никто не ходил.
Так что из этой кампании надо будет извлечь много уроков - но в целом, конечно, огромная радость от того, что удалось много где перебить админресурс. Не верьте тем, кто говорит: "В России выборы ничего не решают". Решает упорная работа и целеустремленность. Думаю, этот результат дополнительно добавит многим оптимизма перед президентскими выборами.
Очень хотелось бы, чтобы ребята, получившие большинство в ряде районов, сделали бы из своих муниципальных собраний образцовые органы местного самоуправления, которые стали бы работающим инструментом демократии на местном уровне и защиты прав граждан. Чтобы люди в других районах и по всей Москве захотели бы на себя распространить эту модель, и в следующий раз москвичи снесли уже бы всю административную вертикаль в городе к чертовой матери".