"Официальная пропаганда уверяет: 90-е были временем, когда "нас унижали и нас нагибали", якобы тогда Россию и россиян презирали на Западе, а вот с приходом "известного персонажа из Кремля" мы "начали вставать с колен". Об этом пишет кто угодно - и их публицисты, и кремлетролли. Действительность, как вы понимаете, совершенно иная. Ровно противоположная. Нас - любили. Иногда - совершенно безоглядно", - пишет публицист на своей странице в Facebook.

"Вот читаю я замечательный текст Лилии Шевцовой. Действительно - прокаженные. Что тут добавить? Но Лилия Шевцова пишет об олигархах, о тех, кого я называю "элитками". Меня же интересует отношение к россиянам в целом.

И вот тут на помощь приходят кино и сериалы. Сериалы - даже в большей степени: сценарий именно что очерчен, на съемках - масса изменений и нештатных ситуаций, кто-то из актеров уходит, нужно что-то спешно делать, будет море незапланированных оговорок. А уж если это - фантастика, так и тем более: даже в СССР можно было позволить себе то, что совершенно немыслимо в т.н. "серьезных" (кто их таковыми считает?) жанрах.

Более всего претензии т.н. "патриотов" касались фильма "Армагеддон": мол, русский космонавт с "узнаваемой" властной фамилией - какой-то алкаш и бомж в ушанке. Судя по всему, они фильм не смотрели - и писали свои статейки для тех, кто "не смотрел, но осуждает". Потому что в конце концов именно этот самый русский и спасает ситуацию - и американцев. Буквально по анекдоту - "с помощью лома и чьей-то матери".

Иными словами, если судить о русских по "Армагеддону", то это - люди решительные, способные в экстремальной ситуации сделать все ради ее спасения. Симпатичные качества!

Но гораздо интереснее "Вавилон-5" - разумеется, для тех, кто набрался терпения сериал посмотреть. Как я понимаю, это изначально - своеобразная агитка за МКС (как раз в ту пору ее и создавали).

Командует станцией американец. А вот его старпом - русская. Очень фантастическая, конечно. Ладно - будем считать, что в XXII веке имя "Сьюзен" вполне обычно для русских, что произошла перестановка ударений, и ее фамилия должна звучать по-болгарски - именно как "ИвАнова", что при этом ее религия - иудаизм... Это - детали.

Понятны и стереотипы: если есть русские, то должен в каком-то виде присутствовать национальный напиток (с польским названием, о чем носители стереотипов не подозревают), непременное слово "душечка" и т.д.

Еще она иногда изрекает довольно интересные вещи. Вот такими они нас видели четверть века назад:

"...Живи мы по двести лет, мы бы остались людьми и делали те же ошибки.

— Вы пессимистка?

— Я — русская, доктор. Мы такие вещи чувствуем!"

"Русская черта — перед тем как сделать глупость мы раскладываем ее по полочкам, для большей сохранности".

А что еще? А еще - все та же решительность, отвага, самопожертвование. Находчивость - в самых невероятных ситуациях. Юмор - больше "черный". И некоторая доля фатализма. И выбор "стороны света", когда приходит время.

А оно - приходит. На Земле устанавливается тоталитарная диктатура, а экипаж станции "Вавилон-5" объявляет о независимости и начинает фактически партизанскую войну против диктатора. И кто в первых рядах Сопротивления? Оказывается, русские. И не только старпом "Вавилона-5". В эпизодах упоминается, что попытки создать оппозицию президенту-диктатору Кларку (и даже неудачные попытки провести импичмент) возглавляет сенатор от России.

Диктатор - очевидный англо-саксонец (вообще, установление жесткой тоталитарной диктатуры - это, похоже, частый кошмар американских сценаристов, и неспроста). А воюют против него - русские. Более того, после свержения и гибели ополоумевшего диктатора восстанавливает демократию представительница России (впрочем, с украинской фамилией Лученко - звучит почти как Луценко).

И вот все это - мера отношения американцев к России 90-х. Народ, получивший прививку от тоталитаризма - и возглавляющий борьбу против него.

Как далеки эти представления и стереотипы от действительности! Но речь-то о XXII веке, а меняется все в жизни значительно быстрее. А что сейчас? Каковы русские сегодня? Будут ли они "прокаженными"? Сложно сказать. Как ни странно, этого и сейчас, похоже, не наблюдается".

"Русские на экране - РАЗНЫЕ. Есть - "до боли похожие на Золотова", а есть и те, к которым относятся "серьезно и уважительно". Но прежнего безоглядного любования, наверное, больше не будет никогда. Эта - та Россия, которую мы потеряли..."