"Нынче партия Вилдерса (PVV) заняла 19 мест в парламенте Нидерландов, став второй по численности после взявшей 31 место из 150 Партии свободы и демократии (VVD). Вижу много комментариев на эту тему, однако не вижу самого главного - пояснения о том, что в Нидерландах, как и во многих других европейских странах, действует идиотская система пропорционального представительства. В результате предсказать, что значит эта полупобеда Вилдерса, проблематично", - пишет публицист на своей странице в Facebook.
"Вот смотрите, возьмем американскую мажоритарную систему, про которую многие российские дебилы думают, будто "там выбирают из двух партий". На самом деле партий там много, но шансы на победу имеют только две, т. к. действует принцип "победитель забирает все". Это приводит к тому, что две крупные партии вынуждены ориентироваться на "медианного избирателя" - наиболее умеренную многочисленную прослойку внутри политического спектра. Ни одна партия не может выбрать себе ограниченную группу поддержки - например, только землевладельцев, только черных и т. д. Каждая партия должна предложить хоть что-то по крайней мере каждой крупной общественной группе, иначе проиграет по охвату. В результате обе партии хоть как-то, но учитывают интересы большинства.
Но в пропорциональной системе все иначе. Там можно выбрать целью какую-то одну группу и окучивать ее, забив на всех остальных. Можно стать представителем черных или там мусульман. А можно - пойти от гей-веган-анархистов. То есть система подталкивает не к инклюзивности политических интересов и диалогу, а к обратному. Но самое интересное начинается в парламенте.
Например, парламент из 100 мест делят между собой четыре партии: Партия жлобов (христианские демократы), Партия грабежа (социалисты), Партия шариата (проиммигрантская) и Партия гей-веган-анархистов. У первых трех по 30 мест, у последней - 10. Что же будет происходить? Каждая из трех, чтобы получить большинство, пойдет на поклон к четвертой. А те, в свою очередь, начнут выдвигать ультиматумы: квоты для гей-веган-анархистов, социальные программы, законы о правах ЛГБТ-зверей и т. д. В итоге вся страна будет жить гей-веган-анархистской повесткой. Таким образом, если кто-то набрал мало мест, то в это еще не означает проигрыш. Может быть наоборот!
Но в Нидерландах все еще интереснее. Там в прошлом созыве в палате представителей сидело ШЕСТНАДЦАТЬ групп. Здесь нужно смотреть детали, но в целом понятно, что эти мелкие группы начинают формировать коалиции. Кто к кому отправится на поклон? Будет ли в итоге гей-веган-христианская коалиция у власти или шариатско-социалистическо-экологическая? А НЕИЗВЕСТНО.
В пропорциональной системе избиратель покупает кота в мешке, т. к. не может знать, как сформируются в итоге коалиции и от какой части своей программы его партия откажется, пойдя на компромисс. Это только дурак-американец, "выбирая из двух партий", знает наперед, за что будут топить его представители. А вот умный европеец - играет в лотерею".