"Тут мне сообщили, что отписались, - ну, что ж, бывает; я за количеством подписчиков не слежу. Но причиной этого оказалась моя фраза о том, что в американском обществе сейчас кризис, - а для меня это утверждение приближается по очевидности к утверждению, что лошади кушают сено и овес", - пишет историк на своей странице в Facebook.
"Прежде всего это не экономический кризис (и не "общий кризис капитализма"), который мы запомнили из школы. Речь у меня скорее о "кризисе идентичности", то есть об обострении вопроса "кто мы такие?" ("чем мы можем гордиться? что мы несем миру? как мы себя описываем?" и т.п.)
Такие кризисы случались в прошлом - например, после Гражданской войны и Реконструкции (по понятным причинам - Реконструкция закончилась возвращением власти на Юге белым, в Вашингтоне обнаружилась коррупция и вопрос "за что погибли сотни тысяч сограждан?" встал во весь рост) или в 1970-е годы (когда американцы разом лишились уверенности в трех основных предметах собственной гордости - военной мощи (после Вьетнама), экономической силе (после кризиса, спровоцированного резким подъемом цены на нефть) и политической системе (после Уотергейта).
Сегодня победа Трампа на выборах заставила американцев усомниться в собственном портрете как либерального общества - Трамп представляется отрицанием того, что важно для либеральной Америки. Можно предположить, что сама эта победа была реакцией той второй, нелиберальной части американского общества на восемь лет президента - либерала и афроамериканца, - маятник ушел слишком "влево" (в обществе, в котором еще вполне живы и активны люди, помнящие сегрегационные законы на Юге).
В результате с момента избрания Трампа (фактически, еще раньше - победа Трампа сама была уже результатом начавшегося кризиса) в обществе обострился конфликт - значительная часть людей отказывается признавать его своим президентом или ищет ответа на вопрос, как в либеральной (по их убеждению) Америке мог победить такой политик. Проявления кризиса на виду - и расовая проблема (полицейские убийства - Black Lives Matter), и снос памятников, и массовые демонстрации противников Трампа, и содержание ведущих СМИ в последний год.
"Использование России" в ситуации кризиса американской идентичности - вполне привычное дело (безотносительно к тому, что на самом деле делала или не делала Россия). Так было и в 1870-е годы, и в 1970-е.
И да - описание выше никак не является оправданием или выгораживанием российского руководства. Просто объяснение внутриамериканской риторики прежде всего должно исходить из внутриамериканских же проблем".