"Жаловался одному коллеге на ерунду, которую пишут телеграм-каналы. На то, что ерунда эта заключается даже не в том, что "инсайды" их это не инсайды в 99 случаях из 100, а мешанина, странные гипотезы, базирующиеся на открытых источниках (тех же СМИ по большей части, которые они якобы замещают) и выдающие в авторах непонимание того, как работает государство, как функционируют СМИ, что такое госслужба в конце концов, как ходят бумаги, как модерируется медийная повестка, как устроен процесс кадрового назначения", - пишет политолог на своей странице в Facebook.
"В результате это искаженное знание, легендируемое бесконечными ссылками на "источники", с бесконечными опять же пустыми и ничего не означающими в реальности словами-маркерами "осведомленности" вроде "ковальчуки", "ротенберги" и ты ды и ты пы, наводится на аудиторию.
В общем, был резонером, ныл и грустил. А коллега мне и говорит: "Ты хочешь объяснить таким авторам, что у них нет бабла по причине того, что они не авторитетны, а не потому что во власти есть заговор, делающий недостойных богатыми и знаменитыми, а достойных, наоборот, гнобящий. Не получится".
Не получится. Да и не надо в общем-то. Зато я внезапно определил для себя, что такое сегодняшний политический телеграм. Это пространство интерпретации неудач и катастроф как козней неких сил, житье чужой жизнью, переехавшее с ТВ в интернет и развившееся до гомерических размеров.
С одной стороны - утешительное снятие с себя ответственности, с другой - возвышение фигуры Иного - Злого Божества, которое управляет миром, очеловечивание этой силы, придание ей антропоморфных черт, номинация ее как "ротенберги", "ковальчуки", "башни" и так далее вплоть до самого распоследнего райцентра, где есть свои ковальчуки в башнях.
"При власти, при деньгах ли, при короне ли -
Судьба людей швыряет как котят".
Летопись этой бесконечной человеческой катастрофы, описание скорбного пути увеличения в мире адского и уменьшения божественного и есть средневзвешенный политический телеграм-канал.
Собственно поэтому он у нас так популярен и не может достичь нашего уровня популярности ни в одной другой развитой стране мира. Все-таки на Западе в основе восприятия политического лежат какие-то христианские вещи, а не манихейско-гностическая модель, свойственная отечественному взгляду на мир.
Политика там - это секуляризированное пространство "благой вести" (особенно это явно по США видно со всей их божбой и мессианством), а не подробное описание и интерпретация бессилия человека перед хтоническим кошмаром.
Потому я и думаю, что перспективы анонимных и неанонимных телеграмеров блестящие, и не разделяю скептических мнений о предстоящим неизбежном кризисе телеграма. Запрос на описание "потаенных" пружин ада, ужаса и бессилия колоссален".