"18 марта в московском СИЗО-5 погиб исполнительный директор по контролю качества и надежности корпораций "Роскосмоса" Владимир Евдокимов. В три часа утра сокамерники нашли его мертвым с ножевыми ранениями в области груди и шеи. Евдокимов находился под стражей с декабря прошлого года", - напоминает правозащитница в блоге на сайте радио "Свобода".
"В первые часы после того, как о гибели топ-менеджера стало известно, пресс-секретарь московского Управления федеральной Службы исполнения наказаний заявил, что речь идет о самоубийстве. Но вскоре было возбуждено дело по статье "Убийство". Сейчас в СИЗО-5 проходят следственные мероприятия, камера, где погиб Евдокимов, опечатана, и членам Общественной наблюдательной комиссии, которые пришли в СИЗО, чтобы поговорить с сокамерниками погибшего, дают строго дозированную информацию. Очень скоро сокамерников Евдокимова раскидают по другим камерам (их было 11 человек), с ними поработают оперативники, и правду о том, что произошло в камере N600 в ту ночь, узнать будет очень трудно.
СИЗО-5 считается в Москве образцовым СИЗО. Именно туда помещают обвиняемых, которых экстрадируют из-за границы по запросу российской Генеральной прокуратуры. Генпрокуратура дает гарантии западным судам, что в этом московском СИЗО с арестантами ничего криминального произойти не может. Но случай Евдокимова, кажется, навсегда изменит эту практику.
Как получилось, что в камере оказался нож? Почему Евдокимов, который ранее сидел на спецблоке с обвиняемыми по экономическим статьям (где у него, скорее всего, не было мобильного телефона), месяц назад был переведен на другой этаж в более населенную общую камеру? Адвокат говорит, что на условия содержания и на сокамерников он не жаловался. Глава организации "Русь сидящая" Ольга Романова предположила, что Евдокимов мог стать объектом межкамерной разработки. Его специально перевели в общую камеру, там он раздобыл себе мобильный телефон, по которому разговаривал, не зная, что за ним наблюдает тюремный агент".
"И тогда его решили убрать. Возможно такое? А почему бы и нет? В эту версию укладывается и комментарий источника "Интерфакса": "Евдокимов мог стать жертвой недоброжелателей, которые опасались, что он дал против них показания по нескольким эпизодам, "не связанным с деятельностью ракетно-космической отрасли, и раскрыл следствию их преступные схемы".
"История гибели топ-менеджера "Роскосмоса" уникальна. Тех, кто подослал к Владимиру Евдокимову убийцу или убийц, абсолютно не волновало, как это будет выглядеть со стороны. Заказчики его устранения были абсолютно уверены в том, что "концов" не найдут. Никого не накажут, сокамерники будут молчать, все пройдет гладко, следователи согласятся с версией самоубийства.
Как вообще такое возможно? И на что похожа эта российская тюрьма, в которой можно вот так спокойно убить достаточно богатого человека, топ-менеджера госкомпании, и никого за это не накажут? Разве что уволят начальника СИЗО, да и то вряд ли, ведь он может что-то рассказать..."
"Несколько лет назад я писала об истории осужденного Игоря Гершовича, которого посадили за мошенничество, а потом, когда он отказался отдать свой дачный участок лицам, близким к следствию, против него возбудили новое дело - обвинили в избиении и смерти "сокамерника", одинокого человека без определенных занятий, с которым он в камере не сидел ни дня и которого на самом деле убили сотрудники СИЗО. Это я к тому, что в тюрьме можно все. И абсолютно неважно, кто ты - топ-менеджер госкорпорации или никому не известный бомж. Но убить ножом в общей камере и назвать это самоубийством - такого еще не было!
Дальнейшее развитие событий, безусловно, зависит от адвокатов погибшего, его семьи и его коллег. Если они не станут добиваться полноценного расследования и не назовут имена тех, кто мог быть заинтересован в гибели Евдокимова, то подобные смерти продолжатся. Большую роль в расследовании этого дела могли бы сыграть и члены ОНК Москвы. Правда, я мало чего жду от этого состава комиссии: в 2009 году была совершенно другая комиссия".