"Наблюдаю в широких массах резко возросший уровень привычного спокойствия по поводу административных арестов. Мы уверенно дошли до стадии "ну не уголовка же, и хорошо". (Следующая: "не убили же, и хорошо". Впрочем, напомню, мы живем в стране, в которой массовые пытки подозреваемых уже реальность, а убийство Немцова так никто и не собирается по-настоящему расследовать)", - пишет политик и соратник Алексея Навального в Facebook.
"Напомню несколько фактов.
1. Спецприемники вообще не рассчитаны на то, чтобы там 30 суток сидеть. Типичные клиенты попадают туда на 3-5 суток, много реже на 10-15. Вся нормативная база (душ раз в неделю; свидание - одно за весь срок; ограничение на объем передач и т.д.) создавалась тогда, когда 15 суток были теоретическим максимумом для срока административного ареста. Теперь же 30 суток стали совершенно привычной штукой, суды выписывают их направо и налево за твиты и ретвиты только так.
Понятно, что среди контингента спецприемников порядочно людей с тюремным опытом - так все они однозначно говорят о том, что в колонии условия содержания гораздо лучше, а в СИЗО - сравнимые (и есть, например, как правило, душ и телевизор в камерах). Безусловно, по любым современным стандартам условия содержания в современных спецприемниках - пыточные.
2. То есть "в розницу" нам отвешивают уже очень приличные сроки. Мой рекорд в 95 суток (до сих пор это самое большое время под арестом за год кампании) шатается и не продержится долго, уже скоро у нас будут сотрудники и координаторы с большими сроками. Это удобно: не надо ни прокуроров, ни следователей, никаких формальностей. Вчера Бойко получил 30 суток за 20 минут: все ходатайства отклонены, оснований не доверять сотруднику полиции нет. Даже когда сотрудник полиции написал, что (цитирую): "12 апреля Бойко разместил твит с призывом, в то время как ранее, 20 апреля, Соболь подала уведомление о проведении митинга".
Наша общая статистика, скорее, занижает (не все дела в нее попадают), но по ней сотрудники и координаторы штабов уже получили около 5000 суток - около 15 лет ареста. Это можно и нужно называть полномасштабными политическими репрессиями против конкретной политической силы - и никак иначе.
3. Границы "приличий" давно стерлись и размылись. То, за что точно не посадили бы в феврале 2017 года (и даже протокол не стали бы составлять), к августу 2017 года стало рискованным, а в мае 2018 года заведомо арестным. (При неизменном законодательстве). Мы наблюдали, безусловно, деградацию правоприменительной практики и ранее, но никогда она не была такой решительной и быстрой. Никто не мог и помыслить полтора года назад ареста на 30 суток за ретвит по статье за "организацию митинга" - сейчас это будничное совершенно дело. А дела с "машиной времени"? Год назад большинство московских судей отправили бы такие протоколы на доработку, чтобы полицаи сочинили что-то более правдоподобное. Но сейчас, как мы видим, легко штампуются и постановления, в которых "не бьются" ни даты, ни места, ни обстоятельства совершения "правонарушений".
4. Про 31-ю статью Конституции и 54-ФЗ я и не говорю. Возможность апеллировать к ним осталась в далеком прошлом. И да - нет никакой разницы между согласованным митингом и не согласованным в плане рисков, арестов, сроков.
Спасибо всем, кто ходит на суды, кто помогает задержанным и арестованным и кто не теряет в себе способности возмущаться абсурду и произволу, не уходит в свой внутренний мир и не находит "стокгольмских" оправданий в духе "ну, может быть, не надо было твитить". Мы четко видим, что нет никакой зависимости между поведением и наказанием: у них тупо есть список, кого они хотят арестовать, чтобы, по их мнению, навредить работе штабов.
К этому нельзя быть толерантным - ни на йоту".