"Вокруг памятника маршалу Коневу очередное обострение в российско-чешских отношениях. Памятник в очередной раз облили краской. Российские власти реагируют, как теперь водится, очень резко, разговаривают только на языке "великой державы". Но проблема с памятником никуда не денется, а будет только усиливаться", - пишет политолог и публицист в Facebook.

"Чехи и на бытовом уровне, и на уровне официальной историографии высоко ценят освобождение страны советскими войсками от нацистов. Но конкретно с маршалом Коневым ситуация осложнена тем, что в 1968 году, накануне принятия решения о вторжении войск Варшавского договора, он по поручению ЦК КПСС ("и лично товарища Брежнева") приезжал в Чехословакию во главе большой группы советских офицеров для встреч с высшим офицерством Чехословакии с целью выяснения лояльности. Таким образом, он оказался в истории Чехии связан с печальными событиями 1968 года и это уже никуда не денется.

Вторая сторона проблемы заключена в новейшей российской "сталинизации". До середины 2000-х гг. российский историко-политический дискурс исходил из того, что 1 млн. граждан СССР в различных частях вермахта и др. коллаборационистских подразделениях - это трагедия народа. Сталинистская концепция "предательства" была преодолена усилиями Солженицына, эмигрантскими публикациями и т.д. Ответственность возлагалась только на лиц, которые непосредственно виновны в военных преступлениях и преступлениях против человечности.

Но затем ситуация изменилась и теперь все "власовцы" целиком вновь рассматриваются в сталинистской интерпретации. А для Чехии это большая проблема потому что дивизия РОА ("власовцев") генерала Буняченко сыграла большую роль в освобождении Праги от нацистов. И вот эта новая российская "сталинизация" влияет и на положения памятника Коневу.

Лучшим решением (для Москвы) было бы договориться о его переносе с городской площади - на советский военный мемориал на Ольшанском кладбище. Там он не вызывал бы никаких вопросов. Но в условиях "можем повторить" и ситуации, когда уже Путина не приглашают на даты, связанные с второй мировой войной, а Москва вырабатывает себе отдельную историю войны, которую она хочет рассказывать другим народам от лица "великого товарища Сталина", - конечно, разумного решения не будет".