"Владимир Абдуалиевич Васильев. Заместитель руководителя штаба по освобождению заложников "Норд-Оста". Официальная должность на то время - заместитель министра внутренних дел РФ. Великий человек. Ранним утром 26 октября 2002 года он вышел к журналистам и с видом победителя сообщил: "Все заложники спасены. Все террористы убиты". За его спиной в этот момент штабелями складывали на асфальт бездыханные тела. Тех самых заложников", - пишет журналист Евгений Левкович на своей странице в Facebook, вспоминая события 15-летней давности.

"Врал Владимир Абдуалиевич всю предшествующую ночь. Сначала о том, что на штурм пришлось пойти в связи с начавшимся расстрелом зрителей. Затем поменяв показания: якобы поводом для начала операции стала неудачная попытка группы заложников сбежать. И вот наконец это. "Все заложники спасены".

Я не знаю, зачем он это сказал. По чьему указу или же по собственной ретивости. Он не мог не знать, что происходит. Знал он и о применении смертоносного газа (несколькими часами позже он опять же был первым, кто заявил об этом прессе), и о полной неспособности медиков откачать отравленных (из-за особой секретности состава газа).

Промолчать он, конечно, тоже не мог - не те еще были времена. Но мог сказать что-нибудь дежурное для таких случаев. "Число погибших уточняется", например. Ведь потом, буквально через два часа, он все равно уточнил, пусть и опополамил - 67.

Но тогда он выбрал это. "Все заложники спасены".

В ту секунду я испытал эйфорию. Это я, для которого тот теракт был только жутким телевизионным шоу. Что испытали те, у кого в зале находились родные, - трудно представить. Что они испытали потом, когда в течение нескольких дней после "все заложники спасены" не могли установить их местонахождение. Ни номер больницы узнать, ни номер морга, ничего. Что испытали, когда после трех суток надежды получили тело. Не хочу даже представлять. Господи, пронеси.

26 октября 2002 года Владимир Абдуалиевич переплюнул своего непосредственного начальника. "Все заложники спасены" - это много занятнее, чем "она утонула".

Начальник все оценил. Потом - только вверх. Орден Мужества. Орден "За заслуги перед отечеством". Вице-спикер Государственной думы. Руководитель фракции "Единая Россия". Председатель комитета Госдумы по безопасности. С октября этого года - глава Дагестана. В 68 лет. Не уже, а еще. Всех переживет. Ибо сама его жизнь - фейк. Даже имя. Настоящее - Алик Асанбаев.

Вспомню же всех поименно.

Ключевые имена тех дней. Все они после "Норд-Оста" либо остались на своих постах, либо пошли на повышение.

Владимир Путин. И тогда, и сейчас - президент Российской Федерации. Лично принимал решение о штурме театрального центра с использованием спецсредств с последующим засекречиванием информации об их составе.

Николай Патрушев. Тогда - директор ФСБ. Сейчас - секретарь Совета безопасности РФ. На закрытом совещании в Кремле полностью поддержал силовое решение конфликта.

Борис Грызлов. В 2002-м - министр внутренних дел Российской Федерации. После "Норд-Оста" стал председателем высшего совета партии "Единая Россия" (если я правильно понимаю, остается им до сих пор).

Александр Волошин. Тогда - руководитель администрации президента РФ. Сейчас - бизнесмен. Председатель совета директоров АО "Первая грузовая компания" (ПГК), член совета директоров "Яндекса".

Владимир Проничев. В 2002-м - заместитель директора ФСБ России. Глава оперативного штаба по освобождению заложников. За "Норд-Ост" получил звание Героя России. Позже возглавлял операцию по освобождению заложников в Беслане, которая закончилась еще большим провалом.

Александр Тихонов. 15 лет назад - начальник центра специального назначения ФСБ России. За "Норд-Ост" также получил звание героя. Лично командовал штурмом. Позже командовал штурмом школы в Беслане. Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Владимир Анисимов. Заместитель директора ФСБ. После ухода со службы занимал, по данным СМИ, "высокий пост в комиссии по техническому и экспортному контролю при президенте РФ".

Александр Чекалин. Заместитель министра МВД. Позже стал главой Федеральной миграционной службы. С 2008 года - член Совета Федерации. Член комитета по обороне и безопасности.

Александр Овчинников. Начальник Главного управления по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции МВД РФ. В 2003 году подал в отставку.

Юрий Демидов. Заместитель начальника УБОП. Позже был назначен начальником департамента охраны общественного порядка МВД России. Руководил центром "Олимпиада-2014" в Сочи. В том же 2014 году указом Путина назначен начальником Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ.

Виктор Захаров. Начальник УФСБ по Москве и Московской области. Проработал до 2012 года. Отправлен в отставку "по достижению предельного возраста".

Сергей Ястржембский. В 2002-м - помощник президента Путина. В штабе по спасению заложников занимался информационным прикрытием. Позже был назначен специальным представителем президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом. Сейчас снимает документальные фильмы об охоте. Любит пострелять зверушек сам. В Африке.

Юрий Лужков. Как мэр Москвы, лично разрабатывал план эвакуации заложников из здания театрального центра. Считает проведенную операцию успешной. Сейчас занимается бизнесом в сельском хозяйстве. Является членом совета директоров ОАО "Объединенная нефтяная компания". В прошлом году Путин наградил Лужкова орденом "За заслуги перед Отечеством".

Владимир Пронин. Начальник Главного управления внутренних дел Москвы. Уволен в 2009-м после истории с Денисом Евсюковым. Далее - вице-президент "ГК Олимпстрой", отвечал за эксплуатацию олимпийских объектов.

Андрей Сельцовский. В 2002-м руководил департаментом здравоохранения Москвы. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством". В 2010 году освобожден от занимаемой должности в связи с предельным возрастом (72 года)".