Фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", где Владимир Высоцкий оживает с помощью компьютерных технологий и пластической маски, умирает от передозировки морфия и вновь чудесным образом воскресает, вышел в российский прокат в четверг на 1350 копиях, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на выпускающую картину компанию "Дирекция кино".
Этому проекту гендиректор Первого канала и продюсер Константин Эрнст, глава "Дирекции кино" Анатолий Максимов и сын поэта Никита Высоцкий посвятили пять лет, сменив трех режиссеров, шестерых реквизиторов и нескольких художников. Начинал фильм Александр Митта, вскоре признавший, что не выдерживает темпа. Затем появился Игорь Волошин ("Я", "Олимпус инферно", "Бедуин"), который довел дело до начала съемок. В итоге завершать эпопею пришлось автору "Бумера" Петру Буслову.
Придумал "Высоцкого" Константин Эрнст. Написал - сын главного героя и хранитель его музея Никита Высоцкий, заявивший на премьере: "Это не проект, это не план, это реальность. Это та картина, которую я хотел сделать о моем отце". Впрочем, из фильма очевидно, что и для остальных авторов "Высоцкий" стал историей глубоко личной, пусть и претендующей на обобщения универсального характера.
- Эксперты критикуют картину: это апологетика КГБ или вообще ни о чем
Эпизод, на котором все основано, Никите Высоцкому описал отцовский друг актер Всеволод Абдулов.
Фабула такова: всенародно знаменитый артист, наплевав на угрозы докторов и предупреждения кагэбэшников, мчится выступать в Узбекистан. С собой он берет администратора (Максим Леонидов), друга (Иван Ургант) и врача (Андрей Панин); чуть позже прилетает влюбленная девушка (поразительно красивая Оксана Акиньшина). На ее глазах у Высоцкого случается клиническая смерть - но, как объясняет Максимов, "это человек, который дал надежду всем: он вырвался из ситуации, из которой вырваться невозможно", а после написал песню "Мой черный человек в костюме сером". "Черным человеком" в первые несколько лет работы назывался и проект фильма.
До сих пор остается интригой - кто сыграл Высоцкого. Актера, как говорит Максимов, искали "не по похожести, а по объему внутренней жизни", и имя его никто из причастных к проекту людей не готов назвать до окончания проката.
Тайну раскрыли лишь одному человеку - премьер-министру РФ Владимиру Путину, которому фильм показали две недели назад, спустя несколько часов после завершения монтажа. Журналистов перед этим предусмотрительно устранили из зала, и гипотезы продолжают появляться: назывались имена Владимира Капустина, Владимира Вдовиченкова, Сергея Безрукова, которого, по мнению украинских СМИ, обличает форма ушей. Но, напоминает продюсер, "нужно было, чтобы аудитория входила в фильм, а не думала: а ты вообще можешь Высоцкого играть или нет, ты вообще кто?".
В первое время говорили, что иллюзию собираются поддерживать с помощью компьютерных технологий, оживляя фотографии. Упоминался и вариант с голографической проекцией. Однако в итоге решили поставить во главу угла игру конкретного актера, превратив его лицо в силиконовую маску.
Одно изготовление этой сложной пластической скульптуры заняло девять месяцев: нужно было на основе реального лица соорудить конструкцию, способную правдоподобно улыбаться, разговаривать, хмуриться, а потом наложить ее на трехмерную модель черепа Высоцкого и сделать каждую пору кожи настолько убедительной, чтобы персонаж производил впечатление даже на большом экране. Эту работу выполняло 250 художников, а каждый кадр с участием Высоцкого поначалу занимал по неделе (всего их в фильме 738).
Грим отнимал у актера по шесть часов ежедневно: 4,5 часа требовалось, чтобы в 18 слоев наложить одно лицо на другое, и еще полтора часа - чтобы его снять.
"То, что сделано этим актером, - прорыв. Это чудовищно тяжело было, человек пережил гигантские проблемы с кожей, и то, что он снова стал использовать грим, - чудо, подвиг", - говорит продюсер.
Каким образом планируется раскрыть имя неизвестного героя, в "Дирекции кино" еще не решили, зато известно, что на основе снятого материала когда-нибудь сделают еще и сериал, а если картина будет хорошо принята, предъявят публике и режиссерскую версию.
Эксперты критикуют картину: это апологетика КГБ или вообще ни о чем
Кинокритик Максим Эйдис в "Газете.ру" заподозрил фильм в апологетике КГБ и ностальгии по СССР.
"Гримеры и компьютерные спецы могли бы так не стараться: мрачно глядящий с экрана, хрипящий и обливающийся потом человек мог бы без потерь носить и другое (например, вымышленное) имя - и так, кстати, было бы правильнее всего.
Он актер, но в фильме единственное его выступление не в Театре на Таганке, а на бухарском рынке. Бунтарь против режима, но не произносящий ни одной фразы, способной вызвать подозрение спецслужб. Он безумно популярен, но стоит в ОВИРовской очереди среди простых советских граждан и проходит по московскому аэропорту, никем не узнанный. За ним гоняется КГБ, но с какими-то туманными целями. Его безумно любят две женщины, но история их отношений остается за кадром. Поэт, но пишет лишь одно стихотворение - в самом конце, в самолете, на пачке Marlboro, сразу набело, как в раскритикованном когда-то Маяковским фильме "Поэт и царь". Певец, но ни одна его песня не звучит в кадре целиком, до тех пор пока на экране не появляются титры", - отмечает критик и делает вывод: "потому что все это неважно: ведь Высоцкий здесь - персонаж второстепенный, а главный герой фильма вовсе не он".
Главный герой - поясняет Эйдис - полковник госбезопасности Виктор Михайлович. "Честный, готовый идти на риск и спорить с высоким начальством. Борец за правду, выполняющий свой долг перед обществом. Человек непростой, вдумчивый и тонко чувствующий, а потому осознающий в конце концов свои ошибки. Ну а уж кто или что подталкивает заблуждающегося гэбэшника к раскаянию, не столь важно. И тут, конечно, нельзя не заметить сходство "Высоцкого" и оскароносной "Жизни других", пять лет назад снятой немцем Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком. Фильмы похожи не только фабулой (и там, и там преображение сотрудника спецслужб, приставленного выслеживать диссидента, под воздействием услышанного при помощи "жучков"), но и тем, что прошлое, которое можно наблюдать на экране, вымышлено. Вот только ГДР фон Доннерсмарка - оруэлловский ад, в котором все серо, уныло и грязно. А СССР Первого канала - идеализированный мир, в котором живут непростые и в глубине души хорошие люди (даже эпизодический насильник выглядит скорее жалким, чем страшным), где никто не берет взяток, стукач кается и рискует собой, а барыги и жлобы от избытка чувств рыдают как младенцы. Сохранивший самые мрачные воспоминания о своих детских визитах в ГДР, фон Доннерсмарк снимал свое кино в противовес "остальгии" - тоске восточных немцев по навсегда утраченному социалистическому раю.
Что же касается "Высоцкого", то он снимался по заказу "Дирекции кино Первого канала", ежедневно рекламируется по ТВ и две недели назад был представлен на закрытом показе российскому премьер-министру, полковнику госбезопасности. Получил его одобрение и выходит на экраны за четыре дня до выборов", - отмечает критик.
В свою очередь, киновед и кинокритик Юрий Богомолов не очень понимает, что собственно сказал зрителям почти идеально смоделированный Высоцкий.
"Что он нам сказал? В общем, ничего существенного. Что сказали авторы? Сказали следующее: вот вам человек, который мог делать все, что не могли себе помыслить его современники. Для которого нет слова "нельзя". Он мог зарабатывать большие деньги, мог жениться на французской кинозвезде, мог приобрести Мерседес, мог гонять на нем с превышением скорости, мог не бояться КГБ. Смог отсрочить собственную кончину.
И это все, что они смогли сказать? Как-то ничтожно мало в сравнении с теми техническими усилиями и творческими талантами, что они затратили на клонирование феноменального человека. И неизмеримо меньше того, что он сказал своими балладами.
Надо ли было тревожить загробную жизнь поэта только для того, чтобы посмаковать его земные подвиги и потешить тщеславие тех, кто овладел технологией кинематографического клонирования?", - пишет Богомолов на сайте РИА "Новости".
"Комсомольская правда" и вовсе считает, что даже копирование образа оказалось не на высоте: "Высоцкий в фильме - лишенный эмоций, жуткий полумертвый человек с постоянно съезжающей набок, похожей на жвачку физиономией, глазами Сергея Безрукова и карикатурной хрипотцой, проговаривающий пространные фразы, вроде: "Может, да, а может, и нет". И, как ни странно, действительно постоянно норовящей упасть замертво".