В московской "Галеев-Галерее" 4 сентября откроется выставка работ Дины Ходжаевой (Пенсон) "Фотографии без дублей"
fotonovosti.ru
 
 
 
Фотографии Дины Ходжаевой никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Ее творчество всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами
Архив NEWSru.com
 
 
 
Фотографии Дины Ходжаевой никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Ее творчество всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами
Архив NEWSru.com
 
 
 
Фотографии Дины Ходжаевой никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Ее творчество всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами
Архив NEWSru.com

В московской "Галеев-Галерее" 4 сентября откроется выставка работ Дины Ходжаевой (Пенсон) "Фотографии без дублей". Экспозиция продлится до 30 сентября.

Творчество Дины Ходжаевой – первой профессиональной женщины-фоторепортера Узбекистана – всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами. Ее фотографии никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Сегодня очевидно, что они являются сокровенным посланием художника остальному миру.

Можно сказать, что профессия Дине Ходжаевой передалась по наследству от ее знаменитого отца – великого Макса Пенсона (1891-1959), создававшего летопись Узбекистана 1920-30-х годов. Навыки и секреты профессии Дине Пенсон были известны с детства, круг друзей отчего дома включал в себя таких выдающихся фотохудожников как Г.Зельма, Б.Кудояров, В.Тарасевич, отобразивших "великую эпоху" во всех ее проявлениях. Поэтому решение связать свою жизнь с фотоаппаратом произошло не случайно.

В начале 1950-х годов фотограф Всеволод Тарасевич оказал на творческую манеру Ходжаевой довольно сильное влияние.

В дальнейшем Дина, работник узбекской студии Телевидения, активно помогала своему мужу – кинорежиссеру Файзулле Ходжаеву над работой по созданию журналистских очерков и документальных фильмов. Их творческий тандем в начале 1960-х годов был результативен: многочисленные публикации в журналах "Огонек", "Работница", "Советский воин", "Советский Союз", в местных органах печати всегда были заметным событием для мира журналистики и репортажа.

Сюжеты стройки в Голодной Степи (рубеж 1950-60-х годов) по праву вошли в золотой фонд репортажной фотографии Узбекистана. Тема "сотворения мира" в абсолютно неприспособленных для жизни условиях, подвиг рабочих и крестьян, "поднимающих" целину в солончаковых землях, помимо высокого градуса гражданственности и патриотизма, имеет также и хороший творческий потенциал. Эти фотографии сильны не только пафосом строительства социализма, они ориентированы прежде всего на человека, его красоту и величие.

Кроме заказной работы Дина активно снимала и "для себя". Снимки из европейских путешествий 1970-х годов (Париж, Флоренция, Лондон, Копенгаген и другие) интересны ее точными и внимательными наблюдениями, они лишены идеологических характеристик, и имеют очевидное влияние эпохи "постхиппи" - эха революций конца 1960-х годов. Проникновение в психологию персонажа, удачная компоновка композиций, игра света и теней, ситуационный подтекст, - все это делает серию интересным феноменом в "неангажированной" фотографии советского периода.

Выставку, посвященную творчеству фотографа, можно посмотреть в "Галеев-Галерее" по адресу: Б.Козихинский пер., 19/6, стр.1.