Сергей Довлатов
Global Look Press

В Санкт-Петербурге в четверг, 4 августа, стартовал сбор подписей за установку памятника писателю и журналисту Сергею Довлатову. Гендиректор телеканала "Санкт-Петербург" Сергей Боярский рассказал изданию FlashNord, что проект возник в преддверии 75-летия писателя, которое будет отмечаться 3 сентября.

"Сергей Донатович - выдающийся и любимый многими писатель, который писал понятным житейским языком. Он описывал с присущим только ему очень тонким чувством юмора эпоху, в которой ему довелось жить. Поклонники таланта Довлатова - это разные люди, поэтому его по праву можно назвать народным писателем. Он достоин быть увековечен в нашем городе, в котором провел большую часть своей жизни", - говорит Боярский.

По его словам, авторы идеи надеются поставить памятник во дворе дома 23 на улице Рубинштейна, где жил Довлатов. "По действующим правилам памятник можно устанавливать только через 30 лет после смерти человека. Однако у любого правила бывают исключения. Мы надеемся, что, собрав большое количество подписей, мы сможем обратиться к руководству города с тем, чтобы такое исключение по установке памятника Довлатову было сделано", - сказал Боярский.

Как сообщается, макет памятника уже готов. Он изображает писателя выходящим из подъезда своего дома.

Online812 рассказывает о городском празднике "День Д", который должен пройти в Северной столице 3 сентября. По задумке его организатора, историка Льва Лурье, в честь юбилея писателя пройдет масса мероприятий - кинопоказы, спектакли, чтения, экскурсии, квесты и даже карнавальное шествие. Программа предусматривает и провоз памятника Довлатову работы Вячеслава Бухаева в сопровождении джазового оркестра по Загородному и Владимирскому проспектам и улице Рубинштейна.

По данным издания, согласование установки памятника продолжается уже год. Когда скульптор показал эскиз монумента в комитете по градостроительству и архитектуре, ростовой памятник уже был отлит в бронзе. Предложение об установке монумента в сквере на углу Рубинштейна и Графского переулка было отвергнуто по трем причинам: сквер находится в охранной зоне, рядом находится дом Ольги Берггольц, установленная в ее честь мемориальная доска, а кроме того, художественная секция  градостроительного совета, которая рассматривает и согласовывает эскизные проекты и места для памятников (установка за счет административного ресурса не в счет),  крайне отрицательно относится к предложениям, когда монумент уже создан в материале и никакие изменения  уже невозможны.

"Позже появилась еще одна веская причина, работающая против Довлатова.  В августе - сентябре 2015 года комитет по градостроительству проводил опрос на тему: "Кому установить памятник в Петербурге". Был предложен список из 27 деятелей культуры, ученых и предпринимателей. Одновременно голосующие могли предлагать свои кандидатуры. Довлатов стал одним из лидеров альтернативного списка, хотя и сильно уступил  лидерам основного рейтинга - Чайковскому, Бродскому и Блоку.   После голосования оба списка проходили обсуждение в  Общественной палате Петербурга, которая  не рекомендовала установку памятника Довлатову за его антисоветские высказывания, сделанные в эмиграции", - говорится в публикации.

Помимо Довлатова, в черный список тогда попали нобелевский лауреат Иосиф Бродский и участник обороны Ленинграда писатель Вадим Шефнер.

Довлатов эмигрировал из СССР в 1978 году. В Советском союзе его не печатали, писатель жаловался на преследование властей. В США Довлатов стал влиятельным эмигрантским журналистом, редактором газеты "Новый американец", а его рассказы и повести начали выходить на английском языке, в том числе в престижном журнале The New Yorker.

По последнему поводу Курт Воннегут даже написал Довлатову шутливое письмо: "Я родился в этой стране и воевал за нее, но мне так и не удалось продать ни одного рассказа "Нью-Йоркеру". А потом появился ты и - бах! - сразу сделал это". О прозе Довлатова высоко отзывались многие американские и отечественные литераторы, включая и Иосифа Бродского. Во время перестройки началась "реабилитация" Довлатова на родине, однако по-настоящему культовыми его книги стали после смерти писателя в 1990 году. Мемориальные доски в память о Довлатове есть в Уфе, Таллине и Санкт-Петербурге.