Резкое изменения курса рубля, который за последний год упал вдвое по отношению к доллару, занимательным образом осмыслил заместитель главного редактора газеты "Коммерсант" Дмитрий Бутрин в материале для журнала "Ъ-Weekend", принадлежащего тому же издательскому дому.
Руководитель отдела экономики в газете выбрал художественные произведения русской классической литературы, в которых есть упоминания о конкретных денежных суммах, и рассказал о том, что можно было бы приобрести на эти деньги сегодня.
Знаменитый Иван Хлестаков из написанной в 1836 году пьесы Николая Гоголя "Ревизор" попросил у городничего Антона Сквозник-Дмухановского 200 рублей ассигнациями. В современной России это было бы около 200 тысяч рублей. При этом сумма для Хлестакова, которому в начале произведения нечем даже пообедать, существенная: на полтора-два рубля небогатый житель России мог питаться месяц. Всего же молодой человек набрал у чиновников "взаймы" больше тысячи рублей.
К 1856 году ситуация изменилась. Герой романа Федора Достоевского "Преступление и наказание" Родион Раскольников в месяц должен был зарабатывать около восьми рублей. Минимум, на который в то время в Петербурге жили небогатые рабочие, мастеровые и студенты, составлял около сотни рублей в год. Таким образом, похищенных после двойного убийства 317 рублей 60 копеек Раскольникову хватило бы на три года скромной жизни. В современных реалиях он достал бы из кошелька старухи-процентщицы около 300 тысяч рублей.
В 1868 году рубль стоил уже меньше, но сумма, которую героиня "Идиота" Настасья Филипповна бросает в камин, впечатляющая: сто тысяч рублей - это порядка восьми миллиардов. Впрочем, князя Льва Николаевича Мышкина ее поступок не пугает. Все потому, что состояние князя значительно больше. По слухам, около 30 млн рублей, в нынешних реалиях это около 35 млрд долларов.
После февральской революции, как следует из подсчетов журналиста, произошла резкая девальвация рубля. В частности, 700 рублей, которые Родион Гишар из романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" проиграл в карты, сейчас равнялся бы 750 тысячам рублей. Таким образом, рубль времен 1910 года стоил примерно тысячу современных рублей.
Отметим, что представление о зарплатах XIX века можно получить из мемуаров Александра Герцена "Былое и думы". Публицист вспоминает, что, когда был мальчиком (это 1820-е годы, первая часть романа), слуги его семьи получали жалование от 30 до 100 рублей к год. Правда, хозяин еще и обеспечивал их жильем, едой и одеждой. Жалование в сотню рублей считалось крупным - такое положил уже позднее отец Герцена бывшему гувернеру Николая Огарева Карлу Зонненбергу, который присматривал за Герценом во время ссылки 1838-1839 годов.
Во второй части, описывая тюремную жизнь, Герцен указывает, что с арестантов брали по два рубля ассигнациями за питание в день. Сейчас в спецприемниках Москвы стоимость дня пребывания, по данным из "Живого Журнала", составляет 20 рублей в день. Что касается взяток, то один из героев мемуаров мог вымогать у просителей до четырехсот рублей, и это было весьма крупной суммой.
Деньги являются одной из неизбежных реалий человеческой жизни, поэтому упоминание их встречается практически во всех классических прозаических произведениях, как русских, так и зарубежных писателей. В романах Оноре де Бальзака скрупулезно описывается, сколько стоило то или иное имущество героев. Например, имение отца Давида Сешара ("Утраченные иллюзии") стоило более 80 тысяч франков. Вино, которое пил старик Сешар, стоило примерно 60 франков за бочку. Поездка в карете Люсьена Шардона стоила в Париже 3-4 франка (сейчас в Москве на такси приходится в среднем потратить около 500 рублей), что было для него ощутимой тратой. На одежду он, чтобы произвести впечатление на парижский свет, потратил около 200 франков и столько же пытался наскрести в конце романа на похороны своей возлюбленной Корали. Сейчас ритуальные услуги обойдутся примерно в 10-20 тысяч рублей.
Упоминание денежных сумм часто встречаются у натуралиста Эмиля Золя (у него даже есть роман под названием "Деньги"). В отличие от Бальзака, который предпочитал писать о высшем свете, Золя описывал жизнь простых шахтеров, прачек, строителей. Кровельщик Анри Купо в начале романа "Западня" снимает комнату за 10 франков в месяц. Ту же сумму его невеста Жервеза потратила на свадебный наряд. Скромное свадебное пиршество обошлось около 80 франков (около 6 франков на человека). Сейчас за каждого гостя им пришлось бы заплатить примерно около 1000 рублей.
Примечательно, что в некоторых произведениях описание денег имеет и метафизический смысл. Например, тема отношений человека и денег затронута у Бальзака в "Гобсеке". Традиция рассматривать деньги как некое зло берет свое начало в самой ранней литературной традиции - тема "проклятого золота" встречается еще в древних сагах, которые легли в основу "Песни о Нибелунгах". Деньги важны для многих персонажей Пушкина, Гоголя, Гончарова, говорится в монографии Галины Романовой "Мотив денег в русской литературе".