Во вторник на 82-м году жизни в своей квартире в Тель-Авиве скончался известный израильский журналист, сатирик и писатель Амос Кейнан, в последние годы жизни страдавший от болезни Альцгеймера, сообщает NEWsru Israel.
Его считали одной из ключевых фигур новой светской культуры Израиля. Также он был известен как критик государственной политики страны и организованной религии. В 1950-х он заявил о себе как о стороннике создания федеративного израильско-палестинского государства, а в 1970-х основал Израильско-Палестинский совет, сообщает AP.
Кейнан родился в Тель-Авиве в 1927 году в семье выходцев из России. Его настоящее имя – Амос Левин. В юности вступил в подпольную организацию ЛЕХИ, принимал участие в Войне за независимость, был ранен в бою за Дир Ясин.
В 1950-м году начал журналистскую карьеру в газете "Гаарец", однако был уволен после ареста по подозрению в покушении на министра транспорта Давида Пинкаса, запретившего движение частного транспорта по субботам. Суд оправдал Кейнана за недостатком улик.
После оправдания Кейнан уехал во Францию, где прожил девять лет, работая корреспондентом радикального журнала "а-Олам а-Зе". Вернувшись в Израиль, начал работать в газете "Едиот Ахронот", в которой публиковался в течение более, чем 30 лет.
Свою первую книгу он опубликовал в 1949 году. Его роман "Дорога к Эйн-Харод", написанный в 1984 году, лег в основу одноименного фильма, снятого в 1990 году.
Во всех своих сочинениях Кейнан подчеркивает свою любовь к Земле Израиля, сионистское строительство сопоставляет с завоеванием евреями Ханаана. Вместе с тем Кейнан язвительно, иногда в гротескной форме высмеивает лицемерие и ограниченность политиков и идеологов государства. Первая книга Кейнана "Ба-тахана" ("На станции", 1963) выдержана в стиле авангардного концептуализма: текст состоит из фрагментов, которые являются репликами не названных и не описанных персонажей, и развивается ассоциативно, отталкиваясь от слова или речевого оборота, пишет Zman.
Пьеса "Хаверим месаприм ал Иешу" ("Друзья рассказывают об Иисусе", 1972; русский перевод в журнале "Драматургия и театр" №3, 1994) пародийно перекликается со сборником воспоминаний о павшем бойце Хаганы А. Шеми (Джимми) "Хаверим месаприм ал Джимми" ("Друзья рассказывают о Джимми"; 1952; русский перевод - Иер., издательство "Библиотека-Алия", 1977). Эта пьеса-антиутопия подтвердила роль Кейнана в израильской культуре как писателя эпатирующего и провокативного.
В романе-антиутопии "Ба-дерех ле-Эйн-Харод" ("На пути в Эйн-Харод", 1984) киббуц Эйн-Харод кажется герою спасительным островком в Стране Израиля, планомерно уничтожаемой еврейской военной хунтой, действия которой открыто сравниваются с библейским завоеванием Ханаана. В соответствии с эстетикой Кна‘аним Кейнан широко использует архаичные пласты языка Библии, убедительно моделируя на этом материале современные речевые ситуации и даже армейский сленг.
Вышедшая в 1998 г. книга "Шошаннат Иерихо" ("Иерихонская роза"; на иврите так же называется разновидность тропической болезни) - своеобразно изложенная история Эрец-Исраэль с древнейших времен до наших дней.
Одна из дочерей писателя – певица Рона Кенан - выпустила в этом году альбом под названием "Песни для Джоэл". В его основу легла история жизни Амоса.
Амос Кенан будет похоронен в четверг в киббуце Эйнат.