К приезду в Россию президента США Барака Обамы в Москве появился памятник американскому поэту. Скульптура, изображающая писателя и публициста Уолта Уитмена, установлена на Ленинских горах перед зданием филологического факультета МГУ, сообщает Первый канал.
Правда, вовремя открыть памятник в МГУ почему-то не успели. Как отмечает пресс-служба университета, приуроченная к приезду Обамы презентация памятника перенесена на осень. Так что пока бронзовый Уитмен стоит без таблички, чем вызывает недоумение студентов и работников вуза - в России реформатора американского стиха знают очень немногие.
Тем не менее, в эпоху Серебряного века отечественной литературы Уитмен был крайне популярен. Его идеи заимствовали и Велимир Хлебников, и даже Владимир Маяковский, отмечает "Первый канал". Так, строчка футуриста "Иду красивый, двадцатидвухлетний" - это почти уитменовское: "Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье". Кроме того, Маяковский любил цитировать американца: вот самое частое - "я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой".
В то же время в США Уитмен считается классиком и литературным светилом, как в России Александр Пушкин. Что интересно, памятник Уитмену - это ответный подарок из Штатов: 10 лет назад возле университета Джорджа Вашингтона был открыт памятник Пушкину, причем того же самого скульптора - Александра Бурганова.
Как признался сам скульптор журналистам, Уитмена на эту роль утвердили не сразу, поскольку претендовали еще Марк Твен и Эдгар По, однако победил "вселенский масштаб поэзии". "Посмотрели, хорошо выглядит - медведь, здоровый мужик в шляпе широкополой, в такой рубахе", - отметил Бурганов.
Поэт и журналист Уолт Уитмен (1819 - 1892) оказал существенное влияние на самосознание американцев. В своем сборнике "Листья травы" он пропагандировал идею очищающей человека близости к природе. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевлённые предметы.
При жизни автора сборник "Листья травы" выходил шесть раз, причем, при каждом переиздании включая в себя новые циклы стихотворений, оставался единым поэтическим произведением.