Знаменитый датский режиссер Ларс фон Триер заявил, что в связи с его выходкой на Каннском фестивале ему предъявлены обвинения за нарушение французского закона, запрещающего восхваление военных преступлений, его допросила полиция, передает AP.
По словам режиссера, полиция Дании допросила его в связи с обвинениями, выдвинутыми против него во Франции. В связи с этим фон Триер сделал краткое заявление о том, что больше никогда не будет выступать на публике. "В связи с этими серьезными обвинениями я понял, что не обладаю навыками выражаться однозначно, и поэтому с этого дня я решил воздержаться от всех публичных выступлений и интервью", - сказал он.
Как сообщает агентство, Генрих Зур, ответственный по связям с общественностью полицейского управления, сотрудники которого допрашивали Триера, не отвечает на звонки журналистов.
Адвокат фон Триера заявил журналистам, что работа французской прокуратуры вызывает уважение, слова режиссера могут восприниматься как неприятные, но они законны и за рамки, предусмотренные правом на свободу слова, не выходят.
Кроме того, свой комментарий дал Петер Элбек Йенсен, давний друг и соратник Триера, соучредитель студии Zentropa. По его словам, Триер относится к своему обещанию очень серьезно и действительно не собирается больше общаться с медиа. "Он самопровозглашенный социалист, гуманист, всегда стоит на стороне интересов маленького человека. Как он может быть фашистом, что за абсурд?" - возмущается Йенсен всей этой длящейся уже несколько месяцев историей.
Напомним, Ларс фон Триер еще в августе заявил, что никогда больше не будет участвовать в пресс-конференциях: "Больше я не буду давать пресс-конференции, с этим покончено. Теперь я буду делать как Терренс Малик, буду молчать. Нет никаких оснований для того, чтобы только у него была подобная привилегия".
Тогда же он объяснился по поводу его скандальных заявлений: "Я уже десять раз извинился и делаю это снова. Я ненавижу пресс-конференции, но Жиль Жакоб, которого я обожаю и перед которым преклоняюсь, потому что если бы не он, я бы не снимал фильмы, попросил меня принять участие в ней.
И вот я оказался, совершенно неподготовленный, перед двумя сотнями журналистов. Я наговорил глупостей, и я сожалею, что они причинили людям боль".
При этом фон Триер признает, что он - человек непростой и порой сознательно идет на провокации.
"Моя проблема в том, что я одержим мыслями о конфликтах и потому не могу воздержаться от того, чтобы их развязывать. Перед лицом собрания, которое ждет, что я что-то скажу - что-то провокационное, поскольку это в моем стиле, - я это делаю. Я говорю, что я нацист, но меня также шокирует, что люди после этого начинают считать меня нацистом", - пояснил он.
Он повторил, что считает Холокост тягчайшим преступлением против человечества и никоим образом не выступает против евреев. "У меня у самого еврейское имя, у моих детей еврейские имена", - подчеркнул режиссер.
Скандал, который тянется до сих пор, разразился на Каннском фестивале. Представляя свой фильм о конце света под названием "Меланхолия" (Melancholia), режиссер в очередной раз эпатировал публику, заявив: он был нацистом, понимает Гитлера, а его следующий фильм может быть назван The Final Solution ("Окончательное решение (еврейского вопроса)"). В тот же день он извинился перед фестивалем за свои высказывания, дирекция приняла это к сведению.
Скандальное заявление режиссера прозвучало в ответ на вопрос о его немецких корнях. "Долгое время я думал, что я - еврей, и был этим горд и счастлив. Но потом я встретил режиссера Сюзанн Бир, еврейку, и был этому совсем не рад. А теперь я обнаружил, что я в действительности нацист, моя семья родом из Германии, и это доставило мне удовольствие. И я хочу всем этим сказать следующее: я понимаю Гитлера и даже отчасти симпатизирую ему. Нет, это не значит, что я одобряю Вторую мировую войну или имею что-либо против евреев или даже Сюзанн Бир, хотя Израиль - это та еще головная боль..." - заявил фон Триер.
Это сумбурное выступление "enfant terrible" европейского кинематографа потрясло не только публику, но и исполнительниц главных ролей в его фильме, обратили внимание израильские СМИ. Сидевшая рядом с фон Триером американская актриса Кирстен Данст, которая чувствовала себя очевидно неловко после этих заявлений, повернулась со словами "О, господи!" к своей соседке, французской актрисе Шарлотте Генсбур, отец которой, Серж Генсбур, был русским евреем.
В ответ на вопрос журналиста, готов ли он снять крупнобюджетный фильм, режиссер ответил: "Мы, нацисты, любим масштабные проекты, и не исключено, что я сниму что-то вроде "Окончательного решения еврейского вопроса".
Представленный на Каннском фестивале фильм фон Триера "Меланхолия" повествует о конце света, причем финал катастрофы показан на первых минутах картины. В центре сюжета - простая семья, которая переживает закат нынешней цивилизации.
За последнее время уже два видных деятеля культуры, модельер Джон Гальяно и актер Чарли Шин, поплатились работой за свои высказывания, расцененные как расистские. Гальяно, кроме того, был осужден.