Прощание с народным артистом РСФСР Эдуардом Хилем, проходившее в петербургском Театре эстрады имени Райкина, затянулось на несколько часов
НТВ
 
 
 
Гражданская панихида началась в главном зале театра под звуки песен Хиля. Зал очень быстро наполнился до отказа: люди вынуждены были стоять, держа в руках букеты роз и гвоздик
НТВ
 
 
 
Первым на сцену поднялся председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев, который принес соболезнования от имени губернатора Санкт-Петербурга, правительства и от себя лично
НТВ

Прощание с народным артистом РСФСР Эдуардом Хилем, проходившее в петербургском Театре эстрады имени Аркадия Райкина, затянулось на несколько часов: проводить в последний путь легенду советской сцены наравне с рядовыми горожанами пришли Дмитрий Месхиев, Анастасия Мельникова, Юрий Гальцев, Александр Розенбаум, Игорь Корнелюк, Людмила Сенчина, передает РИА "Новости".

Гражданская панихида началась в главном зале театра под звуки песен Хиля. Зал очень быстро наполнился до отказа: люди вынуждены были стоять, держа в руках букеты роз и гвоздик. Некоторые пришли с детьми. Далеко не все могли сдержать слезы, слушая знакомые с детства песни.

Первым на сцену поднялся председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев, который принес соболезнования от имени губернатора Санкт-Петербурга, правительства и от себя лично.

"Я выражаю глубочайшие соболезнования родным, близким, друзьям и всем тем миллионам людей, которые любили этого человека, любят и будут любить, наверное, долгие годы. Меня судьба всего пару раз столкнула с этим замечательным артистом, это были очень странные, нехарактерные для него концерты. Это были рок-музыканты, среди которых он выступал, и мы тогда (а это было больше 15 лет назад), удивлялись и радовались тому, какой он веселый, жизнерадостный, добрый и творческий человек", - сказал Месхиев.

По словам певца и композитора Александра Розенбаума, смерть Хиля - тяжелейшая и невосполнимая утрата не только для Петербурга, но и для всей России, так как именно с ним уйдет тот высочайший уровень сценической вокальной культуры, безупречного исполнения и теплоты.

"Эдуард Анатольевич - это штучный артист. Таких артистов единицы были - на моем веку, по крайней мере. Я никогда не видел его даже минимально конфликтным. Я никогда не встречал Эдуарда Анатольевича в недружественном состоянии. А у него наверняка бывало не самое лучшее настроение, как иногда у любого из людей. Я завидую его ученикам, потому что он наверняка был великим учителем. Мне не довелось у него учиться, к сожалению, на постоянной основе, но он многому меня научил, будучи старшим товарищем", - рассказал Розенбаум.

Художественный руководитель петербургского Театра эстрады Юрий Гальцев напомнил, что многие петербургские актеры знали Эдуарда Хиля еще со студенческих лет, и он всегда помогал им советом, "как вести себя, как держаться, как петь, как существовать".

"И буквально в марте месяце мы пригласили Эдуарда Анатольевича на нашу премьеру, которая состоялась на подмостках нашего театра, и он с удовольствием выступил. Он сразу же пришел. Это была наша последняя с ним встреча. Зал рукоплескал, аплодировал и просто не верил, что он на этой сцене", - рассказал Гальцев.

Однако самым запоминающимся образом с артистом попрощалась его давняя подруга, певица, народная артистка России Людмила Сенчина. Выйдя на сцену с букетом красных роз и произнеся небольшое вступительное слово, она исполнила песню "Все рябины" из вокального цикла Валерия Гаврилина и Альбины Шульгиной "Военные письма". По ее словам, эту песню они с Хилем часто пели вместе.

После того как официальная часть прощания с артистом завершилась, каждый пришедший смог подойти к сцене и положить на нее букет.

Эдуард Хиль. Биография

Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Его детство пришлось на Вторую мировую войну. Когда на Советский Союз напали немцы, Эдуард вместе с матерью и отчимом жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен.

Эдуард попал в детский дом, где жил два года. Уже тогда он участвовал в художественной самодеятельности, выступал в госпитале перед ранеными. Вместе со своим другом Хиль дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой в только что освобожденный родной Смоленск, от которого остались одни руины.

В 1949 году Эдуард Хиль приехал в Ленинград и поступил в полиграфический техникум. Одновременно он занимался в оперной студии Дворца культуры имени С.М. Кирова. Работая мастером на фабрике офсетной печати, Хиль увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию и начал выступать как солист Ленконцерта. При этом еще в годы учебы Эдуард Хиль начал выступать в Оперной студии консерватории: пел партию Фигаро в "Свадьбе Фигаро" Моцарта и в "Севильском цирюльнике" Россини, ведущие партии в "Евгении Онегине" и "Пиковой даме". В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утесов.

В том же году Эдуард Хиль был приглашен в Москву для участия во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады, где стал лауреатом. В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, стал лауреатом авторитетнейшего в то время Сопотского фестиваля в Польше, где получил второе место за исполнение польской песни "Раз, только лишь раз". Он же вывел в число победителей песню Андрея Петрова "Я шагаю по Москве" и покорил публику блестящим исполнением "Песни любви" Аркадия Островского на заключительном концерте.

Вскоре без участия Хиля не обходился ни один телевизионный "Голубой огонек". В 1970 году певец записал свою песню - шлягер "Зима" (Э. Ханок - С. Островой). В 1971 году он исполнил песни "Семеновна" (Е. Барыбин - Ю. Погорельский) и "Будет жить любовь на свете" (В. Дмитриев - А. Ольгин), немного позднее - "Счастливый день" (В. Дмитриев - М. Рябинин). С этого года Эдуард почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях "Песня Года".

В 1977-1979 годах Эдуард Хиль преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.

Эдуард Хиль - первый исполнитель песен "Лесорубы" и "Лунный камень" Аркадия Островского, "Песни о друге", произведений "Голубые города", "А люди уходят в море" Андрея Петрова.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как "С чего начинается Родина?", "У леса на опушке...", "На безымянной высоте", "Как провожают пароходы", "Человек из дома вышел", "Ходит песенка по кругу", "Это было недавно, это было давно", "Голубые города", "Березовый сок", "Солнечная баллада", "Два брата", "Пора любви", "Не плачь, девчонка" и многие другие.

Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект "Хиль и Сыновья". Вместе с молодыми музыкантами группы "Препинаки" Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960-1970 годы песен.

В перестройку Эдуард Хиль работал с Сергеем Курехиным, затем выезжал за границу и пел в парижском кафе "Распутин", куда, чтобы услышать певца, специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко. Там пел Булат Окуджава, выступали Евгений Евтушенко, Никита Михалков. Там же, в Париже, вышел и первый компакт-диск певца "Le Temps de L'Amour" ("Пора любви"). Затем он вернулся на родину.

В 2010 году произошло "второе рождение" легенды советских времен: песня без слов под названием "Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой", исполненная более 40 лет тому назад популярным певцом советской эпохи, неожиданно для всех стала хитом интернета. Данный вокализ в США получил название Trololo.

Видеоролик с записью песни просмотрели несколько миллионов пользователей, оставившие сотни восхищенных комментариев. Особой популярностью шлягер пользовался в США, а советский исполнитель, которого называли во Всемирной паутине мистером Трололо, потеснил на плакатах президента страны Барака Обаму. Интернет-магазины активно распродавали значки, кружки и майки с его изображением.

Сам Эдуард Хиль рассказывал, что о своей неожиданной славе за границей узнал случайно - от собственного внука. Он отмечал, что был ошарашен этой новостью, но отреагировал на нее положительно. "Все это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн. По крайне мере, рассматриваю этот вопрос", - шутил певец, которого с этого момента стали активно звать в клубы Москвы и Петербурга и вновь приглашать на телевидение.