Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) в результате проверки учета и хранения в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) вскрыла факты хищения в особо крупных размерах рисунков известного архитектора и художника Якова Чернихова. Это произошло через несколько дней после выявления кражи нескольких сотен экспонатов из Эрмитажа.
Как сообщил во вторник советник главы Росохранкультуры Евгений Стрельчик, "по предварительным оценкам, стоимость похищенного составляет несколько миллионов долларов", сообщает "Интерфакс".
"Точное число похищенных рисунков пока установить не удалось - проверка в РГАЛИ продолжается", - отметил Стрельчик. Кроме того, по его словам, "в ходе проведенных мероприятий Росохранкультуре уже удалось выявить на внутреннем антикварном рынке и за рубежом 274 рисунка Чернихова, похищенные из РГАЛИ, которые будут переданы Росархиву".
"Эксперты оценивают стоимость обнаруженных рисунков в 1,3 млн долларов", - подчеркнул Стрельчик. По его словам, "началось все с девяти рисунков, которые были проданы 22 июня этого года на торгах аукционного дома Christie's".
Яков Чернихов
Яков Чернихов родился в 1901 году, окончил Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием "архитектора-художника". Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.
Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто "бумажной" архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры (ОСА; 1930), Орнамент, Конструкция архитектурных и машинных форм и Архитектурные фантазии (1933).
Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма ("Везде и всюду заменяйте слово графикой", - этот лозунг звучит уже в первой из его книг).
Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу Аристография, демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как "изображение лучшего"). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы Архитектурная романтика, 1930-1944; Старые города, 1933-1943).
Умер Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.
В конце июля Эрмитаж сообщил о пропаже 221 экспоната из Русского отдела
Исчезновение экспонатов из хранения Русского отдела было выявлено в ходе плановой внутренней проверки. Ориентировочная стоимость украденного - около 130 миллионов рублей. Среди похищенных экспонатов большое количество культовых предметов, таких как напрестольный золоченый крест 1806 года, два золоченых креста-мощехранительницы 1760 и 1814 года, пять золоченых чаш - потиров середины XVIII-середины XIX веков. В списке украденного - крест серебряный, золоченый XVIII века, потир серебряный золоченый 1824 года, восемь серебряных крестов-мощехранительниц, шесть серебряных золоченых потиров, складень резной из кипарисового дерева, в окладе из оксидированного серебра конца XIX, серебряная лампада. Среди пропавшего - около 90 икон и образов, в числе которых - икона Христа в серебряном, золоченом окладе 1889 года, икона Спаса Нерукотворного 1873 года, образ Христа Вседержителя в серебряной золоченой рамке с филигранью начала XX века, икона Богоматери "Умиление" в шитой жемчугом ажурной ризе с уральскими самоцветами, в серебряном золоченом окладе с чеканным орнаментом 1770 года, икона на дереве Богоматери в серебряном золоченом обрамлении 1915 года. В списке пропавших вещей также значатся кольцо золотое с бриллиантом и жемчужиной фирмы "Фаберже", две пары золотых часов XIX века, две серебряных золоченых пудреницы начала 20-го века, золоченая солонка в виде фигурного ларца конца XIX века, песочница стеклянная, серебряные чайник, кофейник, молочник, сахарница, сухарница, чаша с эмалью, серебряная брошь начала XIX века, брошь золотая с сапфиром XIX века, серебряные ножи, портсигары. Расследованием кражи ценностей из Эрмитажа занимается Генеральная прокуратура России. Дело было возбуждено 31 июля этого года прокуратурой Санкт-Петербурга по пункту "б" части 4 статьи 158 УК РФ (кража, совершенная в особо крупном размере). Следствие по делу проводилось Главным следственным управлением ГУВД Петербурга и Ленинградской области. "Для его раскрытия Генеральной прокуратурой РФ совместно с министерством внутренних дел сформирована следственно-оперативная группа из наиболее опытных и квалифицированных следователей и сотрудников органов внутренних дел", - говорится в сообщении Гепрокуратуры. По делу о краже экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа задержаны трое подозреваемых. Среди них - муж и сын хранительницы Эрмитажа Ларисы Завадской, скончавшейся некоторое время назад на рабочем месте, а также частный коллекционер 39-летний Максим Шепель. Все они арестованы по решению суда.
Несколько похищенных экспонатов, пропавших из Эрмитажа, были подброшены к зданиям правоохранительных органов. Часть похищенных эскпонатов вернули государству частные лица, поняв их происхождение.