Дом в австрийском городе Браунау-на-Инне, в котором родился Адольф Гитлер, пустует уже почти 10 лет. В декабре 2016 года парламент страны принял закон об экспроприации этого объекта по адресу Зальцбургер Форштадт, дом 15, в собственность Австрийской Республики и выплате компенсации прежнему собственнику - 812 тысяч евро.
Изначально дом состоял из двух частей, позже соединенных. В нем располагались пивоварня и пивной ресторан, позже были оборудованы квартиры. В конце XIX века в одну из этих квартир переехала семья, в которой 20 апреля 1889 года родился третий из шести детей, названный Адольфом. Во времена национал-социализма члены НСДАП создали тут "культурный центр" с галереей и библиотекой, частичной перестроив здание. После окончания Второй мировой войны здесь разместили памятную экспозицию о концентрационных лагерях "третьего рейха". Позже в доме находились школа и библиотека. В 1972 году туда переехали мастерская и центр для людей с инвалидностью. В 2011 году, когда возникла необходимость в ремонте, все из дома уехали, так как владелица здания не собиралась его ремонтировать.
Забрав строение в госсобственность, власти Австрии в 2019 году решили передать его окружному управлению и отделению полиции, чтобы это место не стало местом паломничества неонацистов. Теперь перед архитекторами стоит не простая задача. Ремонт и перестройка обойдутся в 2 миллиона евро. Работы планируется завершить в конце 2022 года.
"Конечно, задаешься вопросом, может, было бы лучше создать здесь место памяти жертв национал-социализма", - говорит Штефан Марте из архитектурного бюро Marte.Marte, выигравшего конкурс по перестройке дома, в котором родился Гитлер.
Hitlers Geburtshaus in #Braunau steht exemplarisch für die Debatte über den richtigen Umgang mit historisch belasteten Bauten. Dieser müsse von Fall zu Fall neu bewertet werden, so Architekt Stefan Marte, der das Haus zu einer Polizeiwache umgestalten soll.https://t.co/0nxjyI0dD4
— DW Deutsche Welle (@DeutscheWelle) July 8, 2020
"Как архитектор вы должны подойти к такому проекту беспристрастно и с некоторой долей наивности. Существует определенное задание, и вы продумываете, как этот проект лучше всего осуществить. Нужно абстрагироваться и оценить саму архитектуру, конструкцию и решить, что здесь можно улучшить. Дано историческое здание с боковыми коридорами и большим участком, что типично для этой местности. Его нужно дополнить новыми постройками", - объяснил Штефан Марте.
Жюри архитектурного конкурса в Австрии проект бюро Marte.Marte убедил своей простотой. После реконструкции здание не будет особенно выделяться и привлекать к себе внимание. До сих пор фасад мало чем изменился со времен национал-социализма, каким он изображен на архивных фотографиях, поэтому власти опасались, что сюда потянутся неонацисты, чтобы позировать на фоне этого дома. Изменение облика здания было одним из условий конкурса, отмечает Deutsche Welle.
Neu in der Presseschau: Hitlers Geburtshaus wird zur Polizeistation, von Gerhard Matzig, TagesAnzeiger https://t.co/521i44EKCn
— nextroom.at (@nextroom_at) July 2, 2020
"Попытки стирать воспоминания знакомы нам в археологии как Damnatio memoriae, что было распространено в Египте и Древнем Риме. Речь идет о том, чтобы полностью уничтожить все доказательства существования и, таким образом, стереть прошлое на уровне чувств. Однако история доказывает, что стереть историю невозможно", - считает Марчелло Ла Сперанса из Вены, автор книги "Спорная архитектура: наследие нацистского периода".
Сперанса не видит причин придавать этому месту какое-то особенно важное историческое значение. Дом в Браунау лишь случайно стал местом рождения Гитлера, но этот факт является частью истории этого здания. Возможным решением было бы открытие здесь информационного центра. "Без отсылок к прошлому вокруг этого объекта могут возникнуть новые мифы, особенно в кругах с правой идеологией", - подчеркивает историк. В свою очередь, архитектор Штефан Марте убежден, что будущее зданий с темным прошлым должно обсуждаться в каждом конкретном случае. "Одного единственного правильного решения не существует", - считает он.