Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае
art4.ru
 
 
 
Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае
art4.ru
 
 
 
Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае
art4.ru
 
 
 
Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае
art4.ru

В октябре в Париже в галерее "Мезон Руж", должна открыться выставка "Соц-арт. Политическое искусство из России". Экспозиция, подготовленная отделом новейших течений Третьяковской галереи, в марте уже была показана на 2-ой Московской биеннале современного искусства и вызвала одобрительные отзывы критиков.

Но, как стало известно, выставка либо поедет во Францию без "политических" экспонатов, либо вообще будет отменена. Министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов в понедельник на заседании в Минкульте назвал "Соц-арт" "позором для России".

"Я заранее хочу сказать, что если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной", - заявил Соколов. Как пояснил министр, среди экспонатов, которые планируется вывезти в Париж, "те самые целующиеся милиционеры, эротические картинки", приобретенные Третьяковской галереей.

Министр культуры отметил, что если бы это была экспозиция частной галереи, она не вызвала бы такой реакции общественности. "Но это наша национальная галерея", - подчеркнул министр. По его словам, еще в воскресенье экспонаты выставки находились в России на таможне. Как заявил Соколов, он лично "предпринял все что мог, для того чтобы она туда не поехала".

"Потому что, после того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия - она показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится", - объяснил Соколов. Он также подчеркнул, что ответственность за выставку понесет руководство Третьяковской галереи.

Между тем, по данным РИА "Новости", картина "Целующиеся милиционеры", о которой говорил Соколов, уже не включена в экспозицию. Это произведение, изображающее двух слившихся в страстном поцелуе мужчин, одетых в милицейскую форму, называется "Эра милосердия".

Картину в 2004 году создали скандально известные русские художники Мизин и Шабуров (дуэт "Синие носы"). По данным источника РИА Новости, близкого к организаторам выставки, скандальная работа не была включена в парижскую экспозицию, поскольку ее не одобрила отборочная комиссия.

Как пишет "Коммерсант", выставка "Соц-арт" с успехом была показана в Москве, она понравилась как критикам, так и зрителям, и просто была обречена на международный успех в Париже.

На 12 октября в ИТАР-ТАСС была намечена пресс-конференция, на которой должно было обсуждаться это событие. Среди экспонатов выставки – произведения всемирно известных художников Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида из коллекций США и Западной Европы.

Однако пресс-конференцию неожиданно внезапно отменили. Сотрудники отдела новейших течений Третьяковки под руководством Андрея Ерофеева рассказали, что выставку им предлагают показать в сокращенном варианте.

Из списка работ глава "Роскультуры" Михаил Швыдкой и представители Государственной Третьяковской галереей вычеркнули несколько десятков экспонатов, в том числе произведения групп "ПГ", "Синие носы", Владислава Мамышева-Монро, Марии Константиновой и Вячеслава Сысоева.

По данным сотрудников отдела Андрея Ерофеева, сделано это было по личному распоряжению заместителя начальника Росохранкультуры Анатолия Вилкова, который решил не допускать к вывозу все работы с изображением свастики или Гитлера, в числе которых, например, автопортрет художника Монро в образе фюрера.

Это не первый случай запрета на экспонирование и задержания этих работ

Как отмечает "Коммерсант", авторам работ, подвергшихся цензуре, не везет уже не в первый раз. В октябре 2006 года таможня аэропорта "Шереметьево" задержала фотоколлажи "Синих носов" из серии "Маски-шоу" с изображениями полуголых мужчин в картонных масках президентов Путина и Буша, приобретенные британским галеристом Мэтью Боуном в галерее Марата Гельмана.

В мае 2006 года "Маски" не доехали до выставки "Learning from Moscow" в дрезденской Staedtische Galerie. Пресс-служба ФТС РФ не подтвердила, что работы были задержаны, однако картина все же осталась в Москве.

Работы молодой арт-группы "ПГ" в 2004 году тоже были изгнаны из Третьяковки. Тогда письмо руководителям галереи написали смотрительницы залов на Крымском валу, где была представлена инсталляция художников в рамках программы "Эфемерное искусство". После этого письма "крамольная" работа исчезла из экспозиции.

К вывозу запретили созданные еще в советские времена карикатуры арт-диссидента Вячеслава Сысоева, наказанного за свое творчество двумя годами лишения свободы. В 1978 году против художника было возбуждено уголовное дело. Сысоев несколько лет находился в бегах, но в 1983 году был арестован по обвинению в распространении порнографии. Произведения Сысоева были представлены и на курируемой тем же Андреем Ерофеевым выставке "Запрещенное искусство" в Сахаровском центре. В данный момент в связи с этой выставкой открыто уголовное дело по статье 282.1 Уголовного кодекса ("Разжигание религиозной и межнациональной розни").

Отметим, что еще до запрета к вывозу Анатолием Вилковым части произведений, некоторые работы были отвергнуты советом самой Третьяковки. Так, в экспозицию не была включена "Троица" "Синих носов", представляющая Пушкина, Путина и Иисуса Христа, а также созданное в 1972 году произведение Михаила Федорова-Рошаля "Даешь стране угля", стилизованное под икону. Эта работа не была выставлена и на "Соц-арте" в Москве.