Британская газета The Guardian, публикующая с 1 декабря итоги уходящего киногода в виде обратного отсчета топ-10 лучших кинокартин-2014, дошла накануне до номера 5, назвав фильм известного российского режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан", выдвинутый Россией на "Оскар" и получивший приз за лучший сценарий в Каннах, а также ряд других призов европейских и мировых кинофестивалей.
"Левиафан" цепляет вас с самого начала, - отмечает издание. - Его сценарий настолько захватывающий, что вы ничего не можете сделать с собой, чтобы не досмотреть его до конца".
Ранее газета уже назвала фильмы, попавшие в конец рейтинга - от десятого до шестого места. Так, замыкает список анимационный "Лего. Фильм", перед ним - картина Уэса Андерсона "Отель "Гранд Будапешт". На восьмую строчку рейтинга эксперты The Guardian поместили фильм "Ида" польского режиссера Павла Павликовского, на седьмую - "Стрингера" Дэна Гилро. Шестая позиция в "десятке лучших" досталась фильму "Два дня, одна ночь" бельгийских режиссеров Жан-Пьера и Люка Дарденнов, главную роль в котором играет французская актриса Марион Котийяр.
Какие картины, помимо "Левиафана", вошли в пятерку лучших кинокартин 2014 года по версии The Guardian, станет известно позднее.
"Левиафан" - это авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная в антураже современной России. Фильм выдвинут на премию американской киноакадемии "Оскар". Мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 67-го Каннского международного кинофестиваля, где картина была удостоена награды "За лучший сценарий". Кроме того, лента уже получила несколько наград европейских кинофестивалей, в частности Гран-при фестиваля в Мюнхене и главный приз кинофестиваля в Сербии, в Паличе. В ноябре стала победителем Индийского международного фестиваля в Гоа.
Как отмечала "Независимая газета", "Левиафан" приятно удивил зарубежных критиков, которые не могли и предположить, что в эпоху жесткого противостояния России и мира Российский оскаровский комитет выдвинет на соискание премии картину, обличающую коррупцию и слишком очевидные связи Русской православной церкви с авторитарной государственной машиной.
Сам Звягинцев в интервью The Guardian также заявил, что был удивлен тем, что фильм, явно не соответствующий "патриотической" повестке дня в стране и политике правительства, выбран представлять ее на голосовании в Американской киноакадемии. По словам режиссера, живя в России, ощущаешь себя "как на минном поле".
"У вас нет особых перспектив - ни в жизни, ни в профессии, ни в карьере, если вы не "подключены" к ценностям системы. Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятьем нашей территории. Здесь крайне трудно обсуждать идеи верховенства закона и равноправия, а дискуссия в обществе существует, но она бессмысленна. У меня есть ощущение абсолютной бесполезности обладания здесь правом голоса. Мне 50 лет, и я ни разу в жизни не голосовал на выборах, потому что я абсолютно уверен, что в нашей системе это совершенно бессмысленно", - сказал Звягинцев.
В российский прокат "Левиафан" выйдет в феврале.