По словам режиссера, схема финансирования фильма абсолютно прозрачна
© РИА Новости /Екатерина Чеснокова

Режиссер фильма "Матильда" Алексей Учитель ответил на обвинения в коррупционной схеме финансирования картины и заявил, что не знает рассказавшего об этой схеме предпринимателя Владислава Москалева, который был продюсером и одним из соавторов проекта на ранней стадии и вышел из него в 2012 году после неудачной попытки сменить Учителя на более сговорчивого режиссера.

"Я на бред не отвечаю. Есть какой-то сумасшедший, я его не знаю вообще. То, что написано, это полный бред", - заявил Учитель информационному агентству Rambler News Service.

По словам режиссера, схема финансирования фильма абсолютно прозрачна. "Мы можем каждому ее предоставить. Для съемок фильма привлекалось финансирование Фонда кино, "Газпромбанка", все зафиксировано в документах. Какой-то самодеятельности, а уж тем более коррупционной схемы - я лично о таком не знаю", - заявил режиссер.

Тем не менее в объяснениях Учителя также фигурирует "Газпромбанк", а, как рассказал в интервью изданию The Insider Владислав Москалев, фильм был снят на деньги, выведенные из кипрского офшора "Газпромбанка" в обмен на взятку бывшему управляющему делами президента Владимиру Кожину.

Версия Москалева: фильм финансировался из "ликвидного общака Кремля"

Москалев, по его словам, начал работать над фильмом в 2010 году вместе со своим другом и партнером Олегом Фраевым, придумал название проекта - "Матильда" - и параллельно развивал проект Kremlin Gala - гала-концерты с участием звезд мирового балета. Название проекта Kremlin Gala, по утверждению Москалева, ему помогла придумать его знакомая Мария Захарова, ныне официальный представитель российского МИДа.

После внезапной смерти Фраева от сердечного приступа проекты остались без финансирования, тогда Москалев передал их под юрисдикцию Фонда Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства, которым пародист Винокур владел единолично. "Я не был введен в штат фонда, у меня не было права подписи. Но у меня не было выбора - один бы я этот проект не вытянул", - рассказал он.

Винокур, по его словам, договорился с Владимиром Кожиным, который тогда занимал должность управляющего делами президента. "Кожин на моих глазах набрал какой-то номер по телефону и дал команду "десять". После этого "Газпромбанк" загнал деньги на Кипр, и офшор Tradescan Consultants Ltd (100-процентная дочка "Газпромбанка" на Кипре), в свою очередь, перевел 10 млн долларов на кино", - рассказал Москалев.

Еще 10 млн долларов, по его словам, на счет фонда Винокура перевел лично президент "Газпромбанка" Андрей Акимов. "Это такой ликвидный общак Кремля. Это невозвратные деньги. По документам это был заем, но о прощении долга заем, оказывается, возвращать не обязаны, но на это регуляторы Кипра уже внимания не обратили", - объяснил Москалев.

Если бы банк выдал кредит через офис в Москве, то его, возможно, пришлось бы возвращать, поэтому прибегли к схеме с офшором, пояснил Москалев.

По словам Москалева, за помощь в организации проекта Кожину подарили часы, стоимость которых может достигать 400 тыс долларов. "Как только мы получили деньги, Винокур говорит: "По нашим правилам надо отблагодарить. Денег у Кожина немерено, что ему нести деньги!" Бывший винокуровский директор Михаил Шейнин присылает Винокуру фото нескольких часов для подарка Кожину, Винокур мне на своем телефоне, большом экране, показывает: "Вот, как ты думаешь, какие?" Цена часов - от 250 до 400 тыс. долларов. Я ему говорю: "Ты же знаешь его давным-давно, сам выбирай". В итоге часы купили самые дорогие, за те самые деньги для проекта о Кшесинской", - рассказал Москалев.

Москалев пытался заменить Учителя другим режиссером

Заявление Учителя, что он не знает, кто такой Москалев, очевидно является преувеличением. "Известия" в январе 2013 года писали, что Москалев именно из-за него покинул проект.

В 2012 году между Винокуром и Москалевым возник конфликт. Алексей Учитель, приглашенный стать режиссером фильма, отклонил несколько сценариев - сначала сценарий товарища Москалева Андрея Геласимова, потом сценарий Пола Шредера, автора сценариев "Таксиста" и "Последнего искушения Христа". Тогда Москалев предложил заменить Алексея Учителя на другого режиссера, но встретил сопротивление со стороны партнеров.

В другом интервью на форуме "Балет и опера", в январе 2013 года Москалев рассказывал, что Винокур был сначала не против удаления Учителя от проекта, но затем изменил свое мнение под давлением высокопоставленных покровителей режиссера.

"Тут мы с Винокуром решили выгнать Учителя (нормальное решение продюсеров), но Учитель не стал выгоняться. Он нашел себе защиту в лице серьезного человека, который позвонил в правильные кабинеты, - и оттуда объяснили, что Учителя трогать нельзя, а американцев с проекта долой, потому что американцы - "плохие люди в принципе" (и это я не утрирую, а цитирую). Я приехал из Канады и не узнал Винокура - это был другой человек. Я говорю - что происходит? Мне объясняют, что Учителя трогать нельзя".

По словам Москалева, Владимир Винокур решил пожертвовать международным прокатом картины, но сохранить Учителя. Москалев и Винокур не смогли прийти к общему решению относительно сценария и кандидатуры режиссера, в связи с чем Москалева вывели из проекта.

В сентябре 2012 года юристы фонда Винокура предъявили продюсеру финансовые претензии на сумму 3,7 млн долларов, которые Москалев признавать отказался. Замдиректора фонда поставил бывшему продюсеру письменный ультиматум - если деньги не будут присланы в течение двух дней, фонд начнет информационную атаку.

1 ноября 2012 года следственное управление ГУ МВД России по Москве завело уголовное дело о хищении средств из Фонда Винокура, при этом имя злоумышленника названо не было, но фактически следствие шло в отношении Москалева. В 2013 году Россия объявила его в розыск по линии Интерпола по обвинению в "злоупотреблении полномочиями", но Канада не стала его выдавать.

Ранее Москалев занимался проектом "Звезды XXI века" - балетными концертами в Канаде, США, во Франции, а с 2010 года и в России.

Родственники покойного партнера Москалева обвиняли его в попытке их обокрасть

У этого сюжета есть еще одно ответвление, связанное с упомянутым другом Москалева Олегом Фраевым, после смерти которого Москалев, по словам родственников покойного, попытался их обокрасть. Об этой истории в ноябре 2012 года писало издание "Новолитика".

По версии родственников, в начале лета 2011 года Фраев попросил Москалева посодействовать ему в покупке дома в Канаде и выдал ему доверенность на право представлять его интересы в ходе приобретения дома, в частности во время подписания договора купли-продажи.

Спустя несколько недель после покупки дома 6 июля 2011 года Олег Фраев скоропостижно скончался в Подмосковье. "Москалев взял меня под руку и начал водить вокруг дома, расспрашивая меня, какое имущество и недвижимость остались у папы. Свои расспросы он объяснил тем, что папа ему якобы остался должен", - рассказала старшая дочь от предыдущего брака Фраева Валентина.

По версии родственников, Москалев попытался присвоить разницу между стоимостью дома и суммой задолженности перед банком, составлявшей не менее 600 тыс. долларов. Для этого он подделал договор займа, чтобы там говорилось, что Москалев якобы одолжил Фраеву на покупку дома 560 тыс. долларов и что, если Фраев не в состоянии вернуть эти деньги, Москалев вправе продать дом. Затем он сообщил канадскому банку, что Фраев отказался платить по кредиту, умолчав, что тот умер, и начал добиваться перевода на себя прав залогодержателя.

Вдова Фраева Инна Ильина с помощью адвокатов заблокировала сделку. На суде Москалев заявил, что не знает, кто такая Ильина, и не в курсе, что у Фраева и Ильиной пятеро общих несовершеннолетних детей. Однако суду были предоставлены фотографии, на которых Москалев и его жена, балерина Большого театра Светлана Лунькина, запечатлены с Инной и ее детьми. Жены двух партнеров были подругами, вместе проводили отпуска, бывали друг у друга на праздниках.

Фильм "Матильда" об отношениях последнего российского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской вызвал нападки депутата Госдумы Натальи Поклонской и руководства общественной православной организации "Христианское государство - Святая Русь", так что Учитель направил в Генеральную прокуратуру РФ два заявления. Он попросил "оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской" и проверить православную организацию на экстремизм после прозвучавших угроз в адрес создателей картины и потенциальных зрителей.

За Алексея Учителя вступились в Кремле, посоветовав сперва посмотреть фильм, а затем пообещав, что государство будет жестко реагировать на угрозы режиссеру от экстремистов.