Британский музей обладает множеством экспонатов, которые являются перемещенными ценностями
Архив NEWSru.com
 
 
 
Греция ведет активную кампанию за возвращение так называемого эльгинского мрамора - статуй из храма Парфенона в Афинах. В XIX веке детали убранство Парфенона были вывезены лордом Эльгином, в настоящее время они хранятся в Британском музее в Лондоне
Архив NEWSru.com
 
 
 
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также подписал письмо директоров крупнейших музеев
Архив NEWSru.com

Руководители 18 музеев мира подписали совместное заявление об отказе возвратить культурные ценности, вывезенные при разных обстоятельствах из других стран. Как сообщает BBC, главы музеев считают, что их учреждения принадлежат всему миру и предоставляют доступ к культурным сокровищам древних цивилизаций любому, кого они интересуют.

В последнее время участились требования стран, на территории которых были созданы шедевры, вернуть вывезенные артефакты на родину. В частности, Греция ведет активную кампанию за возвращение так называемого эльгинского мрамора - статуй из храма Парфенона в Афинах. В XIX веке детали убранство Парфенона были вывезены лордом Эльгином, в настоящее время они хранятся в Британском музее в Лондоне.

Директор музея Нил Макгрегор полагает, в частности, что его учреждение - это лучшее место для мраморных скульптур Парфенона. "Они должны оставаться здесь, если музей хочет выполнять свою роль - показывать миру мир", - сказал Макгрегор.

Бенин пытается вернуть себе "Бенинскую бронзу" из Лондона и Берлина, а Турция - Пергамский алтарь, который в настоящее время находится в Берлине. В 1993 году нью-йоркский музей "Метрополитен" по постановлению суда передал Турции 363 экспоната - предметы из золота, серебра и драгоценных камней, а также картины и скульптуры.

Подписавшие заявление директора ведущих музеев мира считают, что руководимые ими учреждения сделали слишком много для популяризации культурного наследия разных стран, чтобы просто так расстаться с шедеврами. "Коллекции в общественных музеях по всему миру подчеркнули значение греческих скульптур для человечества в целом и их непреходящую ценность для современного мира", - говорится в заявлении.

Мнение Михаила Пиотровского по проблеме перемещения культурного наследия

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский также подписал письмо директоров крупнейших музеев. "Сегодняшняя любовь к возвращению вещей на места происхождения не должна культивироваться в ущерб мировым музеям, которые годами помещают искусство в конкретный мировой контекст", - заявил Пиотровский в эфире 'Эхо Москвы'.

По мнению директора Эрмитажа, "понимание искусств разных других народов дается в результате деятельности музеев, будь то Британский музей, Лувр или Эрмитаж'. Древнеегипетское искусство более известно, чем мексиканское именно потому, что в каждом музее мира есть что-то из древнеегипетского искусства, а шедевры не менее значимого мексиканского искусства находятся, главным образом, в Латинской Америке, и потому не так известно". "Нельзя сегодняшними настроениями портить весь поток мировой культуры", - заявил Пиотровский.

Пиотровский считает сам "процесс возвращения культурных ценностей неправильным". Он полагает, что "необходимо правильное соотношение музеев, которые уже существуют, и вещей на местах". По мнению директоров, приобретение экспонатов в прошлом не может рассматриваться как незаконное, поскольку оно происходило в экстраординарных условиях.

Опубликованное заявление директоров музеев обсуждалось на неформальной встрече руководителей летом этого года. Руководство Британского музея не подписало этот документ, однако заявило о своей полной поддержке воззвания.