Знаменитый кинорежиссер Мартин Скорсезе заявил, что идея кинематографа в традиционном понимании приходит к концу. При этом он подчеркнул, что говорит не об упадке: "Напротив, я думаю, нас ждет яркое будущее".
В открытом письме 71-летнего мастера к 14-летней дочери Франческе, опубликованном итальянским изданием l'Espresso, Скорсезе отмечает, что современная киноиндустрия находится на перепутье: "Аудиовизуальное развлечение и то, что мы привыкли называть кино - которое создавалось личностями, - встали на разные пути развития".
"В будущем ты будешь видеть все меньше того, что мы согласны считать за кинематограф, в больших мультиплексах, и все больше - в маленьких кинотеатрах, в интернете, а также, очевидно, в местах и обстоятельствах, которые я предсказать не могу", - пишет Скорсезе.
Свое предчувствие яркого будущего кино режиссер обосновывает тем, что "впервые за всю историю этого искусства фильмы действительно можно создавать за очень небольшие деньги". При этом он предостерегает: "Не инструменты снимают фильм, это ты снимаешь фильм".
"Это свобода, когда можно взять камеру и снимать, а затем смонтировать снятое в Final Cut Pro. Но создание фильма - это нечто другое. Там нет легких путей", - предупреждает Скорсезе.
По мнению мастера, если бы его друг и учитель Джон Кассаветис был жив сейчас, он использовал бы самые доступные технические средства, но своим профессиональным принципам не изменил бы: ты должен полностью посвящать себя работе. Если раньше главной задачей для режиссера была защита фильма от компромисса и выхолащивания, то сейчас - борьба с искушением пустить творческий процесс на самотек, считает Скорсезе.
Он перечисляет в письме режиссеров, которые, по его мнению, и сейчас создают настоящее кино: это Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэны, Джеймс Грей, Пол Томас Андерсон, а также непоименованные творцы из Франции, Южной Кореи, Англии, Японии и Африки.
Напомним, в 2013 году о скором конце современной киноиндустрии заявили Стивен Спилберг и Джордж Лукас. По их мнению, Голливуд ждет крах после неминуемого провала в прокате нескольких блокбастеров с гигантским бюджетом. В этих условиях будущее творческого кинематографа, как считают Спилберг и Лукас, - за новыми средствами распространения: кабельными каналами или кинотеатрами с измененной схемой проката.