В Санкт-Петербурге разразился очередной архитектурный скандал, связанный с неудачным ремонтом исторического здания. Активисты движения за сохранение культурного наследия "Живой город" обратили внимание на удручающие последствия реставрации фасада бывшего доходного дома Пантелеймона Бадаева на улице Восстания, 19, сообщает "Фонтанка.ru".
Градозащитники отмечают, что расположенный на фасаде барельеф с нимфой музыки, из-за которого здание получило название Дом печального ангела, после реставрации оказался сильно искажен и теперь разительно отличается от аналогичного, установленного на фасаде этого же здания со стороны другой улицы - Жуковского.
"Барельеф теперь больше похож на памятник жертвам лоботомии", - пишет в своем блоге в "Живом Журнале" градозащитница Дарья Васильева. По ее словам, саму нимфу пользователи Сети "уже успели прозвать степной бабой".
- Испанская пенсионерка отреставрировала фреску, превратив Иисуса в волосатую обезьяну (ФОТО)
Судя по фотографиям в интернете, в таком виде барельеф пребывает уже не менее пяти лет. В 2013 году проводилась реставрация фасада, однако ее исполнители не удосужились вернуть барельефу первоначальный облик, а лишь покрасили его.
Впрочем, шанс вернуть нимфе былую красоту все-таки есть. Так как другие барельефы остались нетронутыми, повторной реставрации всего фасада не требуется. Достаточно лишь включить в конкурсное задание капремонта фасада со стороны улицы Жуковского пункт о возвращении нимфе лица, считают активисты.
Они готовят обращение в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Петербурга, чтобы разобраться, кто принимал нимфу после реставрации, а заодно обращение в прокуратуру. "Дом - региональный памятник, стало быть, в КГИОП должны быть на него документы: и историко-культурная экспертиза, и документы по тендеру на "реставрацию", изучив которые, можно выявить фирму-подрядчика", - уверена Васильева.
Доходный дом Пантелеймона Бадаева построен в 1904-1906 годах архитекторами Василием и Георгием Косяковыми. Здание выполнено в стиле модерн. Заказчиком выступил владелец нескольких домов в Петербурге, староста домовой церкви при духовной семинарии, почетный блюститель по хозяйственной части Пантелеймон Трифонович Бадаев, пишет Blog-fiesta.com. Существует легенда, будто "ангел" на фасаде является не столько декоративным украшением дома, сколько трагическим эпизодом из жизни Бадаева: якобы была у него дочь, которая выбросилась из окна, и в память о ней и был создан живописный барельеф.
Дом Бадаева является хорошо известным в Петербурге. В 1907 году проекту была присуждена серебряная медаль на городском конкурсе фасадов. После постройки дом обрел славу архитектурного шедевра и новой городской достопримечательности, что даже было отмечено на Всемирной выставке в Париже в 1907 году, когда Василий Косяков получил за эту свою работу золотую медаль.
С 2001 года здание включено в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, а с 2009 года находится в реестре объектов культурного наследия, утверждает "Комсомольская правда".
Примечательно, что это не первый архитектурный скандал в Петербурге за последнее время. "Не так давно уродливой "пластической хирургии" подверглись статуи Адмиралтейства. После так называемого "восстановления" они стали напоминать уродцев из властного паноптикума. Еще раньше город был возмущен ставшей "артритной" тоже после "реставрации" рукой атланта дома Бильдерлинга на Большой Морской, 53", - пишут градозащитники.
Они упоминают и другие случаи: "и атлантов дворца "Малютка" на Фурштатской, и "недоразвитые" мизинцы на ногах ангелов Исаакия, и внезапно "усохшие" вдвое скульптуры с базилики Святой Екатерины на Невском проспекте".
А не так давно в Петербурге произошел скандал из-за разрушения фигуры Мефистофеля, украшавшей дом Лишневского на Лахтинской улице, 24.