Всероссийский художественно-реставрационный центр им. Грабаря, сгоревший 15 июля, открыл счет для добровольных пожертвований на свое восстановление от пожара, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на сайт Министерства культуры РФ.
В реквизитах, размещенных на сайте ведомства, в качестве назначения платежа указаны "добровольные пожертвования федеральным государственным учреждениям".
Ранее Союз музеев России, который возглавляет директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, призывал деловые круги помочь центру, поскольку помощи от коллег-музейщиков в данной ситуации недостаточно.
По предварительной оценке на момент пожара в Центре Грабаря находилось 1220 предметов, в том числе картины, иконы, скульптура, рукописи, произведения декоративно-прикладного искусства из полусотни российских музеев и частных коллекций.
Наиболее сильно пострадали ковер из усадьбы "Мураново" и знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского - они оценены в 100-150 тысяч рублей и восстановить их, скорее всего, не получится, в отличие от картины Джорджа Доу "Портрет Александра I на коне" и царских врат из Спасо-Прилуцкого монастыря, которые также были повреждены огнем, но подлежат реставрации.
В ходе тушения пожара в здании Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика Грабаря в Москве погибли два человека, верхний этаж здания практически полностью выгорел. В результате в отношении трех человек по факту пожара было возбуждено уголовное дело. Для восстановления здания потребуется серьезный капремонт.
Эвакуация художественных ценностей, находящихся в центре, проходила под руководством специалистов Минкультуры РФ, все предметы были размещены в специально охраняемом штабе и постепенно перемещены во временные хранилища Минкультуры, Музея Рублева, Третьяковской галереи. Для оценки ущерба была сформирована спецкомиссия Минкультуры. Ранее директор ВХНРЦ Алексей Владимиров сообщил, что вещи из частных собраний в результате инцидента не пострадали, а для центра начат поиск временного помещения.
Центр, основанный в 1918 году по инициативе выдающегося искусствоведа Игоря Грабаря, был одним из ведущих реставрационных и экспертных институтов в России, сюда привозили произведения как музеи, так и частные коллекционеры. В центре имелась современная аппаратура, а спектр услуг реставрации и экспертизы включал в себя самые разные направления, от живописных работ до предметов декоративно-прикладного искусства - ковров и фарфора.
За время существования центра здесь были спасены сотни произведений русского искусства, в том числе знаменитая "Троица" Рублева, "Богоматерь Владимирская", а также фрески соборов Московского Кремля, Новгородских и Владимирских храмов, живопись из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Дрезденской картинной галереи.