В минувшие выходные на 62-м международном Берлинском кинофестивале все внимание папарацци и корреспондентов развлекательных изданий было приковано к Анджелине Джоли
Global Look Press

В минувшие выходные на 62-м международном Берлинском кинофестивале все внимание папарацци и корреспондентов развлекательных изданий было приковано к Анджелине Джоли. Актриса, не снимавшаяся уже два года, представила в Берлине свой режиссерский дебют "В стране крови и меда".

Картина снята в Боснии, на сербохорватском языке, без участия международных звезд. Время действия - первая половина 90-х, последняя балканская война. В кадре - блокада Сараево, этнические чистки, массовые изнасилования, истребление мирного населения. В центре сюжета - история взаимного влечения и ненависти героини-мусульманки и сербского офицера. Фильм очень скромно прошел в американском независимом прокате (сборы 252,8 тыс. долларов), получил прохладные отзывы критики. В Берлине состоялась международная премьера.

"Я знаю, что мой фильм трудно смотреть, но так и должно быть, - говорит Джоли. - Так и нужно показывать войну. Возможно, странно слышать такое от режиссера, но я считаю, что зрителям должно быть неудобно смотреть эту картину".

- Лунгин: публика Берлинале ничего не поняла в "Конвое"

Смотреть ее действительно иногда неудобно, хотя и не в том смысле, который вкладывала в это слово режиссер-дебютант, отмечает РИА "Новости". "Особенно неуместно выглядят эротические сцены, снятые на крупных планах в стиле видеоприложений к мужским журналам. Не помогают и неуклюжие диалоги, призванные наскоро объяснить зрителю, в чем суть конфликта двадцатилетней давности", - пишет агентство.

"В стране крови и меда" вполне органично вписывается в благотворительную и правозащитную деятельность Джоли, но едва ли фильм достоин занять первую строчку в ее режиссерской фильмографии. Тем более что режиссерских навыков актриса оказалась не лишена. Как ни странно, проявились они не в душераздирающей любовной истории, а в крепкой постановке военных сцен, за которые Джоли можно выставить твердую четверку. И если впредь она забудет о своем звании ооновского посла доброй воли и больше внимания уделит сценарию и правде характеров, от нее можно ожидать вполне пристойных режиссерских работ", - резюмирует российское агентство.

Так же критично о картине отзывается "Независимая газета": "Собравшая невиданные толпы народа, лента Джоли "В краю крови и меда" оказалась дорогой, красивой и дилетантски наивной историей любви красивой боснийки и некрасивого серба на фоне зверств сербских солдат. Позднее, отвечая на вопрос сербского журналиста "Почему у вас в фильме показана только одна армия?", кинодива удивленно подняла брови - ну, мол, это вот такая история. А в следующий раз будет другая".

Тем временем в конкурсной программе фестиваля появился первый очевидный фаворит - это фильм немецкого режиссера Кристиана Петцольда. Его любимый жанр - медитативный, вдумчивый триллер с непременной Ниной Хосс в главной роли - практически идеально воплощен в "Барбаре". 1980 год. Главная героиня, врач, стремится эмигрировать в Западную Германию, чтобы воссоединиться со своим возлюбленным. В наказание ее переводят на работу в захолустную больницу и окружают агентами штази. Возлюбленный не теряет надежды вызволить Барбару нелегальным путем, а она сама сталкивается с целым рядом обстоятельств (в их числе и врачебная загадка, вполне в стиле "Доктора Хауса"), из-за которых решение об эмиграции перестает выглядеть таким очевидным. Скупой, умный стиль Петцольда в сочетании с отличным сценарием, где все концы сводятся самым неожиданным образом, делает "Барбару" первоклассным жанровым фильмом. А серое, аккуратное убожество умирающего гэдээровского социализма придает жанру необходимое экзистенциальное измерение.

Российских картин в конкурсе нет, но 13 февраля вечером состоится премьера "Машины Джейн Мэнсфилд" Билли Боба Торнтона, с которой продюсер Александр Роднянский собирается начать свое завоевание американского и мирового кинорынка. А в воскресенье в Панораме прошла премьера "Конвоя" Алексея Мизгирева (продюсер Павел Лунгин).

Наиболее совершенной картиной фестиваля пока остается "Отсрочка" уругвайского режиссера Родриго Пла. Эту внешне непритязательную мелодраму о старике, которого отчаявшаяся дочь пытается сдать в богадельню, отличает высочайшее качество режиссуры. "Отсрочка" вводит в берлинский контекст тему старости и смерти, которая в очередной раз становится самой актуальной для авторского кино. Ведь уже через три месяца нас ожидает каннская премьера "Любви" Михаэля Ханеке, главным героям которой - за 80.

Лунгин: публика Берлинале ничего не поняла в "Конвое"

Иностранные зрители на Берлинском фестивале ничего не поняли в фильме Алексея Мизгирева "Конвой", заявил в понедельник "Интерфаксу" продюсер фильма Павел Лунгин.

"В этом фильме слишком много пластов, слишком много смыслов и, поэтому слишком много возможностей додумывать свои собственные", - объяснил Лунгин.

Картина рассказывает об одном дне, проведенном в Москве двумя офицерами, конвоирующими в часть дезертира. Герои попадают в различные криминальные ситуации, характерные для российской столицы. В фильме, показывающем изнанку жизни Москвы и российской армии, много сцен насилия и жестокости.

Лунгин, в компании которого - "Мастерская Павла Лунгина" - снималась картина, был удивлен реакции иностранной публики. "Зрители смеялись в самых неожиданных местах, где, как нам казалось, нет ни малейшего повода веселиться, - говорит продюсер, - это говорит о том, что вряд ли зрители поняли, о чем картина". Правда, Лунгин, по его словам, совсем не расстроен неожиданным смехом в зале. "Раз смеялись - значит, увидели что-то неожиданное для нас, новое, а это может только радовать".