Французский генерал Зиновий Пешков, приемный сын Максима Горького, стал одним из героев выставки "Честь и верность". Посвященная истории Иностранного легиона, она открылась в столице Франции на пороге национального праздника Французской Республики.
"Жизнь генерала Пешкова затмит любой приключенческий роман, - приводит ИТАР-ТАСС слова историка русской эмиграции во Франции Александра Жевахоффа. - Удивительный человек, поразительная судьба".
Зиновий, родившийся 16 октября 1884 года, был старшим среди сыновей нижегородского гравера Михаила Свердлова. В юности мечтал об артистической и литературной карьере. В восемнадцать лет принял православие, его крестным отцом был сам "буревестник революции".
Друг семьи, писатель дал крестнику свою настоящую фамилию, и тот стал Пешковым. Зиновий сопровождал Горького и его жену Марию Андрееву в эмиграции, жил в Канаде, США, выполнял обязанности литературного секретаря на Капри, встречался с Лениным.
Начало Первой мировой войны застало его в Италии, где он записался во французском консульстве в Иностранный легион - воинское подразделение, к службе в котором допускались иностранцы.
Свой первый бой доброволец принял в первую же военную осень. Спустя несколько месяцев, во время штурма Каренси, был тяжело ранен, потерял руку, но не покинул армию.
В 180-летней истории Иностранного легиона Франции он считается одним из самых отважных солдат. На выставке, развернутой сейчас в парижском Музее Почетного легиона, можно видеть оружие и перчатку знаменитого "однорукого капрала".
Весной 1917 года, уже в чине капитана, Зиновий отправился в Россию вместе с французской миссией. В том же году, после нового поворота истории, его младший брат Яков Свердлов стал председателем ВЦИК - формальным главой советского государства. Но братья больше не увиделись - их убеждения были слишком разными.
Когда в Поволжье разразился голод, Пешков организовывал по призыву Горького международную помощь для населения России, затем вернулся в армию.
Не имея классического военного образования, он, тем не менее, смог подняться в легионе до командных высот. Служил в Марокко, где вновь был тяжело ранен - на этот раз в ногу, как он говорил, "для симметрии".
После нападения вермахта на Францию в 1940 году Пешков, командовавший в Северной Африке батальоном, безоговорочно поддержал воззвание генерала де Голля. В годы Сопротивления он стал одним из ближайших соратников лидера Свободной Франции. Тогда же получил первое генеральское звание, а завершил военную карьеру с четырьмя звездами корпусного генерала.
После войны - почти до самой кончины 27 ноября 1966 года - находился на дипломатической службе, возглавлял в ранге посла миссии Франции в Японии и Китае, был удостоен степени Великого офицера ордена Почетного легиона.
Но на надгробии на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа по его воле начертаны лишь три слова: "Зиновий Пешков. Легионер".
Как рассказал Александр Жевахофф, в Париже вскоре выйдет книга о французском генерале из России. Над ней работает знаменитая писательница, президент Гонкуровской академии Эдмонда Шарль-Ру - медсестра Иностранного легиона в годы Второй мировой войны.