Восьмой международный театральный фестиваль NET (Новый Европейский Театр) пройдет в Москве с 27 ноября по 6 декабря. Центральной темой NET-2006 является невербальный театр.
В большинстве спектаклей, представленных на NET-2006, слово либо не звучит вовсе, либо его объем и значение минимальны. Как говорится в пресс-релизе мероприятия, с одной стороны, это позволяет снять вопрос о языковых барьерах для иностранных зрителей. "Слово уже давно не равно себе. Языку тела ("Госпиталь") пространства ("Не оглядывайся"), вещей и фактур ("Фауст в кубе" (имеется в виду математическая степень. - Прим. ред.)) зачастую доверия больше, чем обычным словам", - говорится в пресс-релизе.
Каждый год фестиваль предлагает новый ракурс, новый срез театрального процесса. Уже почти десять лет NET знакомит московских зрителей с лучшими образцами мирового сценического искусства. Именно благодаря ему, в Москве были впервые показаны работы таких звезд европейского театра, как Алвис Херманис, Гжегож Яжина, Арпад Шиллинг, Кристиан Смедс, Томас Остермайер, Михаэль Тальхаймер, Жозеф Надж, Оскарас Коршуновас", - говорится в пресс-релизе.
Среди гостей фестиваля в этом году как неоднократные участники NETa (Русский инженерный театр АХЕ, Алвис Херманис), так и новые для московской публики имена и группы (Йо Стромгрен, Франсуа Танги, Тристан Шарпс, израильский театр "Клипа").
На фестивале представлены самые разнообразные спектакли как по жанру (environmental theatre, contemporary dance, пластический театр, театр предметов, "традиционный" драматический театр) и по интонации (от задушевной в "Соне" Алвиса Херманиса до жесткой в "Госпитале" Ио Стромгрена).
Фестиваль NET продолжает расширять свою театральную географию. В этом году Москва познакомится с театральной культурой Мексики (театр Linea de Sombra, вместе с которым инженерный театр АХЕ создал "Фауст в кубе") и Норвегии (Компания Йо Стромгрена, "Госпиталь").
Помимо обсуждений спектаклей с их создателями, состоится показ фильма Йо Стромгрена "Путь в Москву" и встреча с одним из самых интересных режиссеров Европы, основателем неформальной творческой группы Rimini Protokoll Штефаном Кэги, работающим в технике документального театра.
Прологом к фестивалю NET-2006 послужили гастроли Нового Рижского Театра. Два спектакля Алвиса Херманиса – "Долгая жизнь" и "Лед" по одноименному роману Сорокина – были показаны в Москве весной 2006 года. Завершается NET-2006 также работой известного латышского режиссера по повести Татьяны Толстой "Соня".
Русский инженерный театр АХЕ и фестиваль "Сервантино" (Россия – Мексика)
Спектакль "Фауст в кубе"
27 ноября в 20:00 / МТЮЗ
"Фауст в кубе" – часть мультидисциплинарного проекта, посвященного легенде о докторе Фаусте. Павел Семченко и Максим Исаев решили исследовать и всесторонне представить в своем творчестве историю человека, ставшего в европейской культуре аллегорией познания. В "Фаусте в кубе" заняты актеры мексиканского театра Linea de Sombra.
Русский инженерный театр АХЕ (Россия)
"Фауст в кубе. 2360 слов"
29, 30 ноября в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Тот редкий случай, когда в спектакле АХЕ звучат слова. Их доверили штатному диджею группы Андрею Сизинцеву. Он сидит за специальным бюро, извлекает из него звуки и произносит текст Фауста. Павел Семченко и Максим Исаев – два лика Мефистофеля – молча "колдуют" с предметами, визуализируя текст.
Встреча с Штефаном Кэги (Германия – Швейцария)
"Документальный театр сегодня: опыт группы Rimini Protokoll"
28 ноября / Синий зал СТД
Штефан Кэги – один из основателей и участников неформальной творческой группы Rimini Protokoll. Кроме него в нее входят Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель. Они работают то вместе, то по одиночке – но всегда под одной "вывеской". Rimini Protokoll ориентирована на синтез документального материала и высоких технологий.
Компания Йо Стромгрена (при поддержке Посольства Королевства Норвегия)
"Госпиталь"
28, 29, 30 ноября в 20:00 / Театр Наций
Три медсестры маются в военном госпитале, где нет пациентов. Спектакль – пантомима со словами, но даже сами норвежцы не понимают смысл этих слов. А все равно ясно, о чем идет речь, и какие отношения связывают медсестер – уж больно выразительная пластика у актрис. По ходу действия в пантомиму врезается contemporary dance. Мрачный, острый, смешной, но, по сути, светлый спектакль.
Группа "Dream Think Speak" (Великобритания)
Режиссер Тристан Шарпс
"Не оглядывайся"
29, 30 ноября, 1, 2, 3 декабря
2 декабря – дополнительный спектакль с 14:00 / ПRОЕКТ_FAБRИКА
Спектакль, в котором существуют на равных: актерская игра, видеоарт, инсталляции, музыка, шумы, свет, тени и… ПROЕКТ_FAБРИКА. Зрители, небольшими группами, отправляются в путешествие по коридорам, лестничным пролетам и цехам фабрики технических бумаг. На сей раз она превращена в пространство мифа об Орфее и Эвридике.
Театр дю Радо, Одеон – театр Европы, Осенний фестиваль в Париже (Франция)
Режиссер, сценограф Франсуа Танги
"Кода"
1, 4 декабря в 20:00, 2, 3 декабря в 18:00 и в 20:00 / Центр современного искусства "Винзавод"
Отточенная по форме, "многоголосная" композиция. Каскад перегородок, мужчины в юбках и цилиндрах, женщины в белых платьях. Среди "голосов": Данте, Кафка, Пиранделло и др. "Эхо" -цитаты из накопленного культурного багажа Европы.
Театральная группа "Клипа" (Израиль)
Режиссеры, хореографы и исполнители Идит Херман и Дмитрий Тюльпанов
"Орфей"
2, 3 декабря в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Спектакль – сплав пластического театра и театра предметов. Миф об Орфее и Эвридике рассказывается с помощью тел и сделанных из подручных средств объектов. Среди участников группы "Клипа" – бывший соратник Антона Адасинского ("Дерево") Дмитрий Тюльпанов. В программке "Орфея" есть благодарность Павлу Семченко (АХЕ) за оказанную при создании спектакля помощь.
Театр Наций (Россия)
Режиссер Андрiй Жолдак
"Федра. Золотой колос"
3, 5 декабря в 19:00 / Театр Наций
Вторая постановка украинского авангардиста в Москве. Партийный босс привозит свою помешавшуюся жену в лечебный пансионат "Золотой колос". Она считает себя Федрой, а юродивого мальчика в здравнице – Ипполитом. Динамичный, жесткий, многослойный спектакль с великолепной актерской работой Марии Мироновой.
Новый рижский театр (Латвия)
Режиссер Алвис Херманис
"Соня" (по повести Татьяны Толстой)
5, 6 декабря в 20:00 / Сцена под крышей Театра им. Моссовета
Известный латышский режиссер постоянно обращается к русской литературе – то к современным текстам, то к классике. На этот раз настал черед "Сони" Татьяны Толстой. В спектакле всего две роли – рассказчик и Соня. Обе исполняются мужчинами… Идея инсценировать повесть Толстой пришла в голову Алвису Херманису, когда он увидел, как Гундарс Аболиньш, показывая этюд, изображал свою мать. Спектакль с детально воссозданным-собранным советским бытом, балансирующий на грани между гротеском и задушевностью.