В Париже группа из примерно 40 активистов сорвала показ нового фильма режиссера Романа Полански из-за выдвинутых против него со стороны актрисы и фотографа Валентин Монье обвинений в изнасиловании.
Премьера фильма "Офицер и шпион", о самом громком судебном процессе в истории Франции - деле Дрейфуса, должна была состояться в кинотеатре Champo на улице Шампольон в Латинском квартале. Туда, как сообщает Le Parisen, на премьеру должен был прийти Луи Гаррель - исполнитель одной из главных ролей в фильме.
Участники акции, одетые в черное, держали в руках плакаты с именами женщин, обвинявших режиссера в изнасиловании, и надписями: "Мы прославляем насильников в кино" и "Полански преследует женщин". Демонстранты жгли красные файеры и в течение часа преграждали вход в кинотеатр.
Сам Роман Полански с протестами не столкнулся - он в это время был в другом кинотеатре Парижа - в UGC Normandie на Елисейских полях, где премьера его фильма состоялась без каких-либо препятствий, сообщает Deadline.
- Дело Дрейфуса в изложении "для школьников" от Полански
"Отмену одного показа нельзя назвать победой; победа наступит тогда, когда прекратится безнаказанность насильников", - заявила Хлоя Мадеста, которая в числе прочих активистов блокировала вход в кинотеатр Champo.
Une quarantaine de féministes ont bloqué une avant-première parisienne du film "J'accuse", de Roman #Polanski, pour dénoncer les nouvelles accusations de viol contre le réalisateur. Elles ont finalement réussi à faire annuler la projection, qui devait se tenir au #Champo. pic.twitter.com/18PnfCQHB4
— AJ+ français (@ajplusfrancais) 13 ноября 2019 г.
8 ноября Валентин Монье обвинила 86-летнего Полански в изнасиловании, которое, по ее утверждению, было совершено в 1975 году, когда Монье было 18 лет. Она заявила, что это произошло, когда она отдыхала на горнолыжном курорте в Швейцарии, где находился и режиссер. Полански эти обвинения отвергает.
Режиссер Роман Полански имеет гражданство Франции и Польши. В связи с обвинениями в изнасиловании несовершеннолетней 13-летней Саманты Геймер, предъявленными ему в 1977 году в США, он живет во Франции, чья конституция запрещает экстрадировать граждан республики.
Кроме того, в 2010 году британская актриса Шарлотт Льюис обвинила режиссера в домогательствах.
Ему до сих пор запрещен въезд в Штаты. В 2017 году против режиссера начали еще одно расследование о педофилии.
Полански - обладатель нескольких десятков наград. В 2011 году на кинофестивале в Цюрихе режиссеру была вручена награда "За вклад в мировой кинематограф", присужденная еще в 2009 году.
Дело Дрейфуса в изложении "для школьников" от Полански
Дело Дрейфуса, которому посвящен новый фильм "Офицер и шпион" режиссера Романа Полански, - одно из самых известных и скандальных судебных разбирательств в истории Франции.
5 января 1895 года французского офицера и капитана артиллерии Альфреда Дрейфуса (которого сыграл Луи Гаррель) обвинили в шпионаже в пользу Германии и публично разжаловали, а позже судили за измену и сослали на печально известный Чертов остров - одну из колоний во Французской Гвиане.
Его бывший наставник, полковник Жорж Пикар (в исполнении Жана Дюжардена), назначен начальником департамента разведки и должен найти других возможных шпионов. Пикар начинает проверку и выясняет, что информацию о французской армии по-прежнему передают немцам, но постепенно ему становится понятно, что Дрейфуса обвинили только потому, что он был единственным евреем в штабе. Более того, таинственная секретная папка, в которой якобы содержатся все важные улики против Дрейфуса, на деле оказывается конвертиком с тремя невнятными записками, не имеющими никакого отношения к шпионажу. Пикар пытается донести до руководства, что они осудили невиновного, а все улики были сфабрикованы, но руководство советует ему обо всем забыть. Потому что армия не может ошибаться.
Дело Дрейфуса - одно из ключевых в судебной истории Франции (и всей Европы), ставшее, по словам Полански, "символом беззакония, на которое способны власти во имя национальных интересов". Оно раскололо страну: одни считали Дрейфуса виновным, поддаваясь мощным антисемитским настроениям, а другие активно боролись за свободу офицера и восстановление справедливости. Среди них был писатель и журналист Эмиль Золя. Именно он опубликовал обращение к президенту Франции, озаглавленное "Я обвиняю" (в оригинале фильм так и называется), от имени Жоржа Пикара и назвал происходящее "одной из самых больших несправедливостей века", за что его арестовали вместе с полковником и судили.
Процесс над Дрейфусом длился несколько лет, и офицер был помилован только в 1899 году, а полностью обвинения сняты в 1906 году.
Но как пишет кинокритик Ольга Белик на портале "КиноПоиск", фильм у Полански получился больше похожим на школьное пособие - Полански, долгие годы мечтавший снять об этом деле фильм и взявший за основу роман Роберта Харриса "Офицер и шпион", начинает рассказ с нуля и подробно, в деталях разжевывает зрителю, что же происходит.
Дело Дрейфуса - цепочка отвратительных поступков, невероятно актуальных для наших дней. Обвинительный процесс, который невозможно повернуть вспять, если тебя решили посадить - звучит актуально и для России, и для Франции, и для многих других стран, отмечает Белик. Ненависть к евреям, чернокожим, женщинам и прочим "второсортным", по чьему-то мнению, людям не исчезла с наступлением ни ХХ, ни даже XXI века. Фильм Полански, также не понаслышке знающего о "еврейском вопросе" (его родители попали в Краковское гетто, мать погибла в концлагере), буквально пропитан этой ненавистью: офицеры постоянно презрительно отзываются об "этом еврее", а самой страшной сценой становятся еврейский погром и сжигание книг "заступника евреев" Эмиля Золя.
В итоге, этот исторический материал немного подавил Полански, фильм которого получился немного неторопливым и каким-то архаичным, с безыскусными флешбэками и титрами, объясняющими, что будет дальше. Картина в жанре исторической костюмированной драмы снята максимально консервативно. Из этой невероятной истории мог бы выйти шпионский триллер или безумная судебная драма, но "Офицер и шпион" получился традиционным и напыщенным образовательным фильмом по учебнику, пишет Белик, отмечая, что на пресс-конференции, посвященной выходу фильма, не зря прозвучало предложение показывать картину в школах.