В 1962 году, ровно 45 лет назад, по экранам СССР триумфально прошел фильм "Человек-амфибия". Он знаменателен прежде всего тем, что именно с него в советском кинематографе начался отсчет картин, которым удалось перешагнуть 60-миллионный рубеж (до этого потолком считался рекорд в 48 миллионов 640 тысяч зрителей, который установила в 1956 году комедия Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь").
И факт этот нельзя назвать случайностью, поскольку фильм-рекордсмен создавался с тем, чтобы не только потрясти воображение советского зрителя, но и ни много ни мало – переплюнуть Голливуд. Тем более что этот тезис вполне вписывался в концепцию лидера страны тех лет Никиты Хрущева – догнать и перегнать Америку, пишет "Вечерняя Москва".
Идея создания подобного фильма, где основу составляли бы лихо закрученный мелодраматический сюжет и трюковая зрелищность, пришла в голову советским кинематографистам под влиянием тех процессов, которые происходили в западном кинематографе. А там во второй половине 1950-х именно зрелищность ставилась во главу угла. Лидером тут был Голливуд, где стали снимать широкоформатные цветные фильмы, которые изобиловали дорогостоящими декорациями, роскошными костюмами и тысячами статистов. Особой популярностью пользовались исторические мелодрамы, действие которых разворачивалось в библейские или античные времена. Считалось, что именно такие фильмы наглядно демонстрировали преимущества большого экрана перед телевизионным.
Поскольку в СССР телевидение тоже наступало на пятки кинематографу, руководители Госкино решили пойти по пути создания пусть более дорогостоящего, но зрелищного кино.
В основу фильма "Человек-амфибия" был положен одноименный роман Александра Беляева, который американцы хотели экранизировать еще в конце 1940-х. Но они от этой идеи быстро отказались, поскольку у них тогда еще не было опыта масштабных глубоководных съемок. Не было его и у советских кинематографистов в начале 1960-х. Но режиссера Владимира Чеботарева и оператора Эдуарда Розовского (позднее к этому тандему примкнет третий участник, режиссер Геннадий Казанский) это обстоятельство не остановило.
Когда об этом узнали американцы, в газете The New York Times даже была помещена статья, где над будущими создателями фильма откровенно потешались и предрекали им полный провал. В публикации отмечалось, что сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съемок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе.
Премьера фильма состоялась в январе 1962 года, а к началу лета картина уже вышла на рекордные показатели: ее сборы достигли 40-миллионной отметки. Во всех городах, где демонстрировался фильм, царил ажиотаж: билеты на все сеансы были раскуплены за несколько дней. Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев мгновенно превратился в национального кумира.
Он рассказал: "После выхода фильма моя популярность среди женщин была просто невероятной, достаточно сказать, например, что весь подъезд до шестого этажа был разрисован губной помадой. Пришлось делать ремонт за свой счет. Женщины стояли сотнями на улице и ждали меня после каждого спектакля. Я получал огромное количество писем: за год где-то около десяти тысяч. Ответить на них, даже прочесть, было просто невозможно, я их складывал в коробку от холодильника".