Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Булгакова. Нет необходимости говорить, что значит это имя для мировой литературы √ одно произведение этого человека стало своеобразной Библией для многих поколений российской интеллигенции. Писатель, который сам себя называл "волком советской литературы", единственный, кто в 30-е годы не напечатал ни одного хвалебного произведения о Сталине, передает НТВ. То, что позволялось Михаилу Булгакову, было немыслимо для остальных. Писатель, который в своем романе "Мастер и Маргарита" увековечил дьявола. Бывший врач белогвардейской армии, получивший контузию в Чечне, потерявший во время гражданской войны семью, Булгаков создает потрясающие пьесы о судьбе белого движения.
Иосиф Сталин посетил постановку по его пьесе "Дни Турбиных" во МХАТе 26 раз, потом пьесу сняли с репертуара. Сигнал на начало травли Булгакова был дан. На него со всех сторон набросились его же коллеги, критики, читатели. Вмиг творческая карьера писателя рухнула, его перестали печатать, его пьесы одну за другой запрещают играть на сцене.
Булгаков не любил, когда его сравнивали с героями собственных книг. Единственное исключение √ роман "Мастер и Маргарита", здесь за каждой строчкой скрыто что-то личное. Страницы биографии тесно переплетаются с творчеством. Этот роман Булгаков писал до самой смерти, почти 11 лет, трижды сам сжигал черновики рукописей.
Писатель Всеволод Сахаров сообщает: "Поскольку за Булгаковым осуществлялась тотальная слежка и со стороны очень близких к нему людей, безусловно, все его вещи копировались. Я глубоко уверен в том, что был скопирован и роман "Мастер и Маргарита". И эта копия где-то существует".
В СССР "Мастера и Маргариту" опубликовали только в 66-м. Стараниями третьей жены Елены Сергеевны Булгаковой черновики романа были собраны буквально по крупицам. Для интеллигенции эта книга сразу же стала своеобразной Библией. В квартиру, в которой писался роман, началось настоящее паломничество.
Несмотря на признание, которые пришло к Михаилу Афанасьевичу Булгакову через 30 лет после смерти, в Москве до сих пор нет ни памятника, ни квартиры-музея писателя. Государство средств на это не выделило.