БДТ имени Товстоногова
Russian Look

Ведущие театральные деятели Санкт-Петербурга встретились в БДТ им. Товстоногова, чтобы обсудить стратегию противодействия чиновникам, казакам и православным активистам, которые угрожают свободе творчества.

Мероприятие, запланированное в рамках празднования столетия Георгия Товстоногова, стало поводом для обсуждения известного высказывания режиссера о том, что в театральной среде отсутствует "подлинная дружеская коллегиальность", что мешает откровенному разговору и не дает возможности посоветоваться.

Как пишет "Росбалт", представители театров, к которым присоединились деятели кино, художники и другие люди искусства, констатировали, что на сегодняшний день "эстетические вопросы решают церковная и казацкая администрации, суды и чиновники". "Все очень серьезно. Мы живем в противоположную Товстоногову эпоху: он выводил театр из мертвечины, а у нас живой театр, который начинает окружаться мертвечиной", - заявил театровед Николай Песочинский.

С категоричным высказыванием согласился худрук Александринского театра Валерий Фокин. "Система идеологизирования пришла, она существует. Бессмысленно говорить, что грядет цензура, внутренняя есть как минимум год. О чем вообще разговор?" - задался вопросом он, напомнив о разработанном проекте стратегии государственной культурной политики. В этом документе деятельность театров предлагается подчинить "созданию позитивных образов коллективной исторической памяти, преемственности и продвижению ценностей российской цивилизации". При попустительстве театрального сообщества гайки будут закручены еще сильнее", - предупредил Фокин.

Участники обсуждения отметили, что Союз театральных деятелей фактически не справляется со своими задачами, ограничиваясь выступлениями с открытыми письмами. Худрук БДТ Андрей Могучий предложил новому объединению работать на базе его театра, а режиссер Геннадий Тростянецкий убеждал коллег, что новая организация "смертельно необходима".

Впрочем, нашлись и те, кто не считает нынешние времена "ужасными" и готов сотрудничать с властью. А ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе и вовсе высказался за возвращение официальной цензуры и системы госприемки спектаклей, поскольку зачастую, по его словам, качество постановок совершенно неудовлетворительное.