Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин лично посетил разгромленную православными активистами выставку "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже. Многие из работ ему понравились, однако в ряде случаев Чаплин указал на оскорбительный характер скульптур и признаки пропаганды гомосексуализма.
"Сходил вчера на выставку в Манеже, провел там около часа, посмотрел на экспонаты очень внимательно. Многое понравилось: работы Анатолия Слепышева, некоторые произведения Вадима Сидура", - рассказал священнослужитель "Интерфаксу". Протоиерей отметил в ряде представленных работ Сидура "религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю".
"Впрочем, в его работах она сильно перемешана с маммально-генитальным изобразительным рядом, и в случае изображения Христа, распятого или снятого с креста, конечно, верующие воспримут это как кощунство", - заявил представитель РПЦ.
"Одна из работ так и называется - "Лесбиянки". Возникает вопрос: должны ли несовершеннолетние видеть работы, в которых, на мой взгляд, присутствует позитивная оценка гомосексуальности, к тому же преподносимой весьма натуралистически?" - задался вопросом Чаплин, отметив, что на выставке бывают не только престарелые поклонники искусства, но и подростки.
Протоиерей Чаплин отметил наличие у автора собственной стилистики: "он не пожалел ни инвалидов войны, ни жертв Бабьего Яра, и у него, конечно, присутствует пацифистский пафос, который я не разделяю".
При этом в работах современной художницы Megasoma Mars, в первую очередь в т. н. голове Иоанна Крестителя, священнослужитель разглядел "оскорбление священного символа". Унизительной он также посчитал трактовку образов советских деятелей, предложенную Владимиром Лемпортом. Неприятие у Чаплина вызвали и изображенные Анатолием Осмоловским головы коммунистических лидеров, отрубленные и посаженные на колья. "Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля - это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме: Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах", - отметил представитель РПЦ.
В целом, отметил глава синодального отдела, выставка еще раз напоминает, что "этическая граница допустимого и недопустимого в искусстве у нас проложена неправильно еще с 80-х - начала 90-х годов". "Не должно быть в публичном пространстве порнографии, изображения половых органов, осквернения почитаемых верующими символов и предметов, оскорбительного изображения тех или иных людей, живых или усопших, в том числе политических деятелей, которые кому-то нравятся или не нравятся", - пояснил он.
Инцидент в Манеже произошел в минувшую пятницу, 14 августа, вечером. В этот день там открылась выставка "Скульптуры, которых мы не видим", посвященная деятельности художественного объединения "ЛеСС", которое в 1954 году создали скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис. Несколько активистов во главе с лидером движения "Божья воля" Дмитрием Цорионовым по прозвищу Энтео ворвались на выставку и повредили несколько экспонатов. Свои действия нападавшие объяснили тем, что представленные работы оскорбляют чувства верующих.
В результате нападения частично пострадали произведения скульптора Вадима Сидура, некоторые из них разрушены полностью. Сейчас в Манеже ждут возвращения из полиции поврежденных экспонатов для оценки ущерба.
Между тем нападавшие отрицают, что нанесли выставке какой-либо ущерб. По словам Цорионова, визитеры разбили "одну тарелку из "Икеи". В субботу выставка открылась в обычном режиме. Предполагается, что она продолжит работу до 6 сентября. Цорионов заявил, что будет добиваться закрытия "кощунственной" выставки и привлечения ее организаторов к уголовной ответственности.