Минкульт обрушился на США за судебное решение по библиотеке Шнеерсона
Вести

Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал "русофобским спектаклем" решение американского суда о штрафных санкциях по отношению к России из-за библиотеки Шнеерсона, передает РИА "Новости".

Летом 2011 года суд США постановил начать процесс возврата иудейскому религиозному движению "Хабад" приблизительно 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов из коллекции любавического раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона, принадлежащих сейчас библиотечному фонду РФ. В среду суд округа Колумбия обязал российское правительство выплачивать по 50 тысяч долларов ежедневно до даты возврата американским хасидам этой книжной коллекции.

"Права одной из хасидских общин США на библиотеку Шнеерсона просто абсурдны. Все это предмет юридического диспута, забавного довольно-таки. Единственное, что мне кажется не забавным, так это решение американского суда. Это был странный русофобский спектакль, грубо нарушающий и американское законодательство, что признано американской администрацией, и все нормы международного права, начиная с римского, наверное. В этой же логике Хамовнический суд начнет рассматривать вопрос Аляски", - заявил Мединский в четверг на пресс-конференции в РИА "Новости".

Министр также подчеркнул, что это решение может существенно навредить культурным связям между Россией и США.

"Обидно, что такого рода действия на самом деле не просто беспрецедентны с правовой точки зрения, но и наносят ущерб культурному сотрудничеству. Страдают те же американские граждане, которые не могут увидеть российское искусство, страдают музеи, которые не могут организовать выставки, страдает культурный обмен", - отметил Мединский.

О вреде культурному обмену заявил и замминистра культуры РФ Григорий Ивлиев. Он подчеркнул, что библиотека Шнеерсона является составной частью библиотечного фонда Российской Федерации и хранится в Москве, в лучшей библиотеке страны - Российской государственной библиотеке (РГБ), где созданы все условия для надлежащего хранения этих документов, выделено помещение для работы с ними.

"Никаких юридических оснований для передачи коллекции Шнеерсона частным лицам не существует. Все документы отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Всем гражданам России и иностранным гражданам, желающим работать с этими документами, обеспечены идеальные условия для работы в РГБ", - уточнил собеседник агентства.

По его словам, часть материалов из коллекции Шнеерсона находится в Российском государственном военном архиве, и там также созданы надлежащие условия для их хранения и работы с ними российских и иностранных граждан.

"Последствия принятого судом США решения негативно скажутся прежде всего на доступе к российским культурным ценностям американских граждан. И, естественно, мы предлагаем исходить из того, что в отношении России полномочия имеются только у российских судов", - сказал Ивлиев.

При этом он отметил, что на данный момент никакого культурно-интеллектуального имущества России, которому могли бы грозить санкции с американской стороны, на территории США нет. А вот различные программы сотрудничества, которые были предусмотрены, к примеру, обмены выставками между музеями, это решение суда, по словам Ивлиева, приостановит.

"Эта ситуация длится уже не один год, и мы всегда предпринимаем все, чтобы наши культурные ценности не находились на территории США без должных юридических гарантий их возврата. Определенные гарантии создавало наше соглашение с американскими властями по взаимным гарантиям, но мы видим, что в данной ситуации американские власти не способны гарантировать возвращение наших культурных ценностей", - пояснил замминистра культуры.

В МИДе РФ решение американского суда назвали провокационным. Минюст США и Госдепартамент пока не комментируют последнее решение суда и свои возможные дальнейшие действия.

Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он перевез свою коллекцию сначала в Латвию, а потом в Польшу, где оставил ее после нападения фашистской Германии. Коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. В настоящее время документы, по данным американского суда, находятся в Российском государственном военном архиве.