Во время юбилейных торжеств, посвященных 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, "Огонек" ознакомился с частью досье американского Федерального бюро расследований (ФБР) на композитора. О документах, посвященных Шостаковичу, в статье в журнале пишет Леонид Максименков. Выдержки из архива ФБР были безвозмездно предоставлены по просьбе историка на основании американского закона о свободе информации.
Шостакович ездил в США три раза. В 1949-м он отправился на так называемый Всеамериканский конгресс деятелей науки и культуры в защиту мира. В 1959-м посетил страну в составе делегации советских музыкантов. В 1973-м композитор побывал с почти частным визитом - он получал степень почетного доктора Университета Нортвестерн в городе Эванстон (штат Иллинойс). Каждый раз за композитором внимательно следило ФБР.
Главным был вопрос, не связан ли Шостакович с советской разведкой. Лишь в 1973 году был вынесен вердикт: "В архивах Бюро не содержится информации, указывающей на то, что субъект и его жена (Ирина Антоновна Супинская (Шостакович). - Прим. NEWSru.com) связаны с советской разведкой", говорится в статье.
Композитора принимали в США по-разному, отмечает Максименков. За год до первого его визита в США в адрес Шостаковича были выдвинуты обвинения в "формализме", "буржуазном декадентстве", "пресмыкательстве перед Западом", потом он был изгнан из Московской консерватории. Однако когда началась подготовка советской делегации к Всеамериканскому конгрессу в защиту мира, выяснилось, что без Шостаковича, имя которого было популярно во всем мире, не обойтись. Сначала композитор отказался от участия в этой поездке, но потом ему позвонил сам Иосиф Сталин, и Шостакович согласился.
Дмитрий Дмитриевич вошел в делегацию вместе с писателями Александром Фадеевым и Петром Павленко, режиссерами Сергеем Герасимовым и Михаилом Чиаурели, академиком Александром Опариным и "секретарем делегации", работником Комитета информации (советской внешней разведки) И.Д. Ружанским.
В США разразился скандал. Шостакович с трибуны конгресса произнес несколько слов о значении музыки, а переводчик от его имени зачитал текст о холодной войне, прогрессивной роли СССР и о благодарности к партии. В другой аудитории Шостаковичу задали вопрос, согласен ли он с критикой Игоря Стравинского, Арнольда Шенберга и Пауля Хиндемита в советской прессе, и тот вынужден был ответить утвердительно.
В итоге советская делегация с конгресса была депортирована американскими властями - за вмешательство во внутренние дела США.
Второй раз Шостакович приехал в США с делегацией советских музыкантов. в 1959 году. На этот раз с Дмитрия Дмитриевича окружили подчеркнутым вниманием - скандал 10-летней давности был формально забыт, отмечает Леонид Максименков. Но ФБР снова пристально следило за композитором. Причиной этого была публикацией 27 августа 1959 года небольшой заметки в пуэрто-риканском издании San Juan Diary, где утверждалось, что Шостакович привезет с собой в США двух неизвестных музыкантов, которые "в действительности являются агентами тайной полиции красных".
Как отмечает автор статьи, вероятно, внимание агентов ФБР привлек Борис Ярустовский, который числился в делегации советских композиторов в качестве профессора Московской государственной консерватории, доктора искусствоведения и видного советского музыковеда. Но, помимо прочего, он занимал должность заведующего сектором музыки Отдела культуры ЦК КПСС, а до этого майор Ярустовский работал в Главном политуправлении Советской армии.
Третий визит Шостаковича за океан состоялся в июне 1973 года. На этот раз он приплыл в Штаты вместе со своей третьей по счету супругой Ириной. Официальным поводом для поездки стало присуждение композитору ученой степени почетного доктора. Но без политики и особого надзора и в этой поездке тоже не обошлось.
Визу Шостаковичам выдавали в американском посольстве в Копенгагене - композитор заехал в Данию получить премию, которую по согласованию с ЦК КПСС передаст Советскому комитету защиты мира. Штамп проставили автоматически - Дмитрий Дмитриевич и его супруга путешествовали по дипломатическим паспортам. Удивительно, что американская служба иммиграции и натурализации не зафиксировала ни въезда, ни выезда Шостаковичей из США.
Ответ на вопрос, почему это случилось, обнаружился в рассекреченных страницах досье ФБР. В меморандуме Госдепартамента от 11 июня 1973 года говорится, что гости будут находиться в Штатах по межправительственному соглашению СССР и США об обменах. Рекомендация Госдепа для ФБР: "Вы должны присвоить господину и госпоже Шостакович категорию "официальных гостей" США на весь срок их визита". Главная директива: "Мы пришли к выводу о том, что вред, который может быть нанесен лично господину или госпоже Шостакович, а также их имуществу, может нанести ущерб и внешнеполитическим отношениям Соединенных Штатов".