Нью-йоркский Музей Николая Рериха в поисках финансирования приобретения новых полотен мастера выставил на русские торги аукциона Christie’s, которые пройдут 1 июня 2015 года, два выдающихся шедевра кисти Рериха из своего собрания.
Вся выручка от продажи картин "Белый и небесный" и "Дружина Гэсэр-Хана" (начальная оценка каждого из полотен - от 500 до 700 тысяч фунтов стерлингов), написанных под впечатлением от предпринятой Рерихом экспедиции по Центральной Азии, будет направлена на пополнение собрания Музея в Нью-Йорке, сообщает швейцарская "Наша Газета". Оба полотна никогда ранее не выставлялись на торги.
"Эти две превосходные работы, каждая из которых хороша по-своему, выставляются на продажу для того, чтобы сделать коллекцию музея более полной и репрезентативной, - объяснил свое решение директор Музея Даниил Энтин. - На вырученные средства будут приобретены не менее значимые в рамках творческого наследия художника произведения, относящиеся к периодам его творчества, на данный момент слабо представленным в нашем собрании. Нам, безусловно, жаль расставаться с этими работами, но, как говорил сам Рерих, у картин собственная жизнь, они вольны быть там, где пожелают".
Картина "Белый и небесный", написанная в 1924 году, когда художник жил в Индии, является ярким образцом серии "Его страна", посвященной гималайским пейзажам. Все работы Рериха из этой серии находятся в музеях, поэтому предстоящие торги являются уникальной возможностью для коллекционеров. На полотне с высоты птичьего полета изображены покрытые шапкой снегов горные вершины и белые облака. Пространство, лишенное сюжетности и конкретики, позволило Рериху сосредоточиться на игре света и фактуре изображаемого, превращая картину почти что в абстракцию.
Картина "Дружина Гэсэр-Хана" датирована 1931 годом и относится к еще одному плодотворному периоду творчества художника, когда тот снова вернулся в свое имение в индийской долине Кулу после полутора лет, проведенных в Нью-Йорке и Европе. Картина посвящена полумифической фигуре Гэсэр-Хана, широко почитаемого на территории всей Центральной Азии. В представлении Рериха этот образ стал синонимом торжества добра над злом, а сам Гэсэр - великим спасителем. Изображенное на картине действие разворачивается на величественном фоне горного пейзажа. Теплые лучи света, падающие на спины воинов, контрастируют по цвету с темными очертаниями гор.
Нью-йоркский Музей Николая Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924-го на Риверсайд-драйв, 310 с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша. С 1929 года музей и все рериховские учреждения размещались в специально построенном здании на месте прежнего музея - 29-этажном небоскребе The Master Building. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привел к закрытию музея. Новый Музей Николая Рериха в Нью-Йорке был открыт в 1949 году и сейчас является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха и распространяющим репродукции его картин и многочисленные книги о нем, его жизни и творчестве.