Вышел специальный номер журнала L'Express, посвященный тайнам взаимоотношений Пабло Пикассо с французскими властями. Главный вывод, который следует из публикации: если Пикассо не стал французом, то лишь потому, что Франция этого не пожелала.
Великий художник приехал во Францию в 1901 году. Источником для выпуска журнала явилось досье, которое спецслужбы с этого времени и до 1940 года вели на Пикассо, подозревавшегося в связях с анархистами. В 1940 году досье попадает в руки немецких оккупантов, в 1945 году переходит к КГБ и только через 55 лет возвращается во Францию.
Как следует из досье N74664, в 1911 году Пикассо вызывают в суд - ему инкриминируют хранение статуэток, украденных из Лувра. В 1907 году Гери Пьере, секретарь Гийома Аполлинера, похитил из музея две иберийских статуэтки V и VI вв. до н.э. и отдал их Пикассо, который под впечатлением от этих произведений искусства собирался писать своих "Авиньонских девушек". В суде Пикассо вынужден был подписать признательное показание. Пьере же провел несколько дней за решеткой.
В апреле 1940 года Пикассо, тяжело переживавший успехи фашизма во франкистской Испании, настойчиво добивается предоставления ему французского гражданства.
Однако этот запрос "иностранца", "так называемого современного художника, поместившего свои деньги за границей", к тому же "симпатизирующего Советам" так и не был удовлетворен. Такой человек "с национальной точки зрения должен был рассматриваться как лицо подозрительное". Об этом пишет Liberation (перевод на сайте Inopressa.ru).