Известной американской киноактрисе, режиссеру и продюсеру Джоди Фостер исполнилось 40 лет. Речь идет об актрисе, с трехлетнего возраста связавшей свою судьбу с миром кино и, несмотря на отсутствие какой-либо профессиональной подготовки, ставшей первой в истории Голливуда обладательницей двух Оскаров среди актеров, не достигших 30 лет (за роль Сары Тобиас в фильме 1988 года "Обвиняемые" и за роль Клэрис Старлинг в фильме 1991 года "Молчание ягнят").
Актриса ведет достаточно уединенный образ жизни, чего не скажешь о большинстве голливудских звезд. Обособленность Джоди Фостер столь очевидна, что невольно ищешь ее причины и, действительно, без труда обнаруживаешь в биографии актрисы, по меньшей мере, две из них. Первая связана с самим характером Джоди Фостер, которую определяют как одну из наиболее интеллектуальных художников Голливуда, что подтверждается и документально.
Отлично закончив в 1980-м престижный колледж Французского лицея в Лос-Анджелесе, где Джоди неизменно была первой ученицей, в 1985-м она получает степень бакалавра в Йеле по специальности английская литература, при этом результаты освоения ею программы отмечены почетной грамотой.
Другая причина связана не столько с самой Фостер, сколько с характером американского общества, в котором реальность действительной жизни порою оказывается смешанной с реальностью мира иллюзий. Снявшись в знаменитом "Таксисте" Мартина Скорсезе (1976) в роли молоденькой проститутки (за исполнение которой актриса была номинирована на Оскара в категории "лучшая исполнительница роли второго плана"), Джоди сначала стала объектом преследования и домогательств со стороны некоего Джона Уорнока Хинкли-младшего, одержимого образом сыгранной ею в фильме девушки, а затем, когда эта одержимость привела к покушению Хинкли на президента Рональда Рейгана, объектом всеобщего внимания СМИ.
Результатом явился не только отказ Фостер когда-либо отвечать на вопросы, связанные со случившимся, но и принятое ею решение как можно дальше держаться от представителей прессы. Стремление строить свою личную жизнь, по возможности, за рамками профессиональных занятий приобрело степень абсолюта после рождения в 1998 году сына Чарльза, которого Джоди решила воспитать самостоятельно и в отношении которого отказывается давать какие-либо сведения, включая информацию об отце, передает РИА "Новости".
Джоди Фостер неоднократно задавали вопрос: почему столь многие из ее ролей представляют аутсайдеров общества. Актриса отвечала, что, по непонятным для нее самой причинам, в кино она чаще всего отождествляет себя с отверженными, униженными и оскорбленными, предпочитая сниматься в картинах, хоть сколько-нибудь привлекающих внимание общества к незавидной судьбе аутсайдеров и маргиналов, а в реальной жизни наиболее героической считает роль одинокой многодетной женщины. Такой, в представлении Фостер, была ее собственная мать.
Эвелин "Брэнди" Фостер, одинокая мать троих детей, зарабатывавшая на жизнь себе и детям, исполняя обязанности помощника одного из голливудских режиссеров, 19 ноября 1962 года произвела на свет четвертого ребенка - Алисию Кристиан Фостер, которой, по настоянию ее сестер и братьев, предстояло уже вскоре стать Джоди. Хотя семья явно нуждалась и мать то и дело возила детей на всякого рода кинопробы, порою, как в случае с Джоди и ее братом Бадди, заканчивавшиеся заключением контрактов на исполнение той или иной небольшой детской роли, в том числе в рекламных роликах, сама Джоди Фостер вспоминает о тех временах с любовью. По сей день она говорит о своей семье как о "благонравной" (имея в виду необычное для средних американцев стремление матери обеспечивать детей настоящей домашней пищей, предпочитая настоящий, домашнего приготовления итальянский хлеб всякого рода покупной "отраве") и "культурной", поскольку мать с ранних лет познакомила детей с серьезным европейским кино.
Если начавшая сниматься в три года Джоди, достигнув пяти, поражала съемочную группу своей способностью свободно читать тексты сценариев, то к началу 1970-х, появившись сразу в нескольких телевизионных многосерийках, в диснеевском "Наполеон и Саманта" и сыграв роль Бэки Сэтчер в художественной киноленте "Том Сойер", она прослыла актрисой с апломбом, здравым смыслом и чарующими манерами, что навсегда закрепилось за Фостер в качестве ее "фирменного знака". Уже в 1974-м, сыграв роль уличного парня в кинофильме Мартина Скорсезе "Элис больше здесь не живет", Джоди Фостер привлекла к себе внимание критики и произвела столь сильное впечатление на самого Скорсеэе, что он пригласил ее участвовать в следующем фильме - "Таксист".
Сыгравший поистине судьбоносную роль в жизни актрисы, "Таксист" с самых первых шагов потребовал от Фостер немало работы и огромной затраты физической и психической энергии. В соответствии с установками трудового законодательства, Калифорнийское управление по вопросам труда потребовало, чтобы Джоди прошла специальную проверку экспертами-психиатрами на предмет способности выдержать без травматических последствий напряжение, связанное с участием в съемках подобного рода.
Как вспоминала впоследствии Фостер, "Таксист" стал первой работой, в которой перед ней встала задача создания образа человека, абсолютно непохожего на нее. Сыгранная ею роль проститутки Айрис не только перевернула все прежние представления актрисы о работе в кино, заставила понять, что кино - это не ремесло, а высокое искусство, но в корне изменила понимание самой жизни, подвигнув к принятию ряда шагов, определивших направление неординарной творческой и личной жизни актрисы.
Уже став звездой первой величины в киноискусстве, Джоди Фостер, отвечая на вопрос, кто является ее любимым режиссером, назвала Мартина Скорсеэе, Луиса Малле, Франсуа Трюфо и Вуди Аллена. Именно на художников такого масштаба она ориентируется, работая ныне в роли не только актрисы, но и режиссера. Сама будучи своего рода "вундеркиндом", Фостер в качестве первой режиссерской работы избрала тему трагических противоречий в воспитании гения. Снятый ею в 1991 году фильм "Маленький человек Тэйт" рассказывает о талантливом ребенке, душа которого раздирается между его матерью из рабочей среды (ее роль сыграла сама Джоди Фостер) и одаренным психологом, пытающимся подвигнуть мальчика на трудный, но благородный путь гения. В первой режиссерской работе Фостер нашла многие из наиболее близких ей тем одинокой матери, одаренного подростка, лишенного воспитателя-отца, неординарной личности, вступающей в противоречие с окружением и страдающей от этого.
Хотя лента не пользовалась большим кассовым успехом, критика признала ее "обещающим началом" режиссерской карьеры Джоди Фостер.
В настоящее время Джоди Фостер, которая к работе актрисы и режиссера прибавила еще работу продюсера, организовав собственную компанию Egg Picture, живет с сыном в долине Сан-Фернандо в Калифорнии. Свою приверженность Золотому штату (в противовес Нью-Йорку, где работают ее любимые режиссеры Скорсезе и Аллен), она объясняет тем, что в Калифорнии "четыре дня подряд можно носить одни и те же спортивные штаны, ежедневно видеть племянников, забирая их из школы, шататься по торговым улочкам".
Себя Джоди считает "на удивление скучной персоной", которая, впрочем, "и не стремится ни к чему иному, кроме как быть скучной". Скучной, то есть не привлекающей внимания посторонних глаз.
Как видим, Джоди Фостер, "неяркая" звезда Голливуда, раз приняв решение, остается верной самой себе.