Выставленные в шведском Музее современного искусства в Стокгольме шесть "коробок Brillo" работы авангардиста Уорхола оказались подделками. Эксперты уже назвали случившееся "невероятным скандалом".
Все шесть "коробок Brillo", считавшиеся произведениями американского художника-авангардиста Энди Уорхола, признаны подделками. Как установили эксперты, они выполнены в 1990 году, то есть через три года после смерти авангардиста, сообщает Associated Press.
В 1995 году эти шесть экземпляров были пожертвованы Музею современного искусства в Стокгольме их прежним владельцем, Понтусом Хультеном. Теперь же экспертиза выяснила, что оценивавшиеся в миллионы крон произведения искусства в реальности ничего не стоят, передает радио "Свобода".
"То, что случилось, является невероятным скандалом в мире искусства", - заявил шведский эксперт по работам Уорхола Пер-Олаф Борьесон.
В 1960-х годах Хультен возглавлял Музей современного искусства в Стокгольме, а позднее, вплоть до 1980-х годов, был главой центра Помпиду в Париже. Как писал в июне шведский таблоид Expressen, именно Хультен распорядился изготовить в 1990 году 105 копий "коробок Brillo" для выставки в Санкт-Петербурге.
Издание сообщало, что позднее Хультен, умерший в 2006 году, продал множество этих копий с ложными сертификатами об их подлинности.
Именно это сообщение и побудило музейную администрацию провести проверку подлинности шести "коробок Brillo". Вместе с ними были проверены и четыре "коробки Brillo", хранящихся в частных коллекциях. Они также оказались подделками.
"Эти коробки не являются произведениями художника и должны быть вычеркнуты из официального списка "коробок Brillo" Энди Уорхола", - написано в письме директора шведского музея Ларса Ниттва. Это послание Ниттв отправил в нью-йоркскую Комиссию по определению подлинности работ Энди Уорхола.
Теперь американские искусствоведы должны принять окончательное решение о судьбе фальшивых "коробок Brillo". В дальнейшем они должны выставляться только как копии произведений искусства.
Настоящие "коробки Brillo" работы великого мастера были созданы в 1964 году для его оригинальной выставки, посвященной обществу потребления и продукции супермаркетов. Тем самым Уорхол перенес свою систему массовых образов в область скульптуры, сообщает Warhol.org.
Художник нанял нескольких столяров для изготовления фанерных ящиков по образцу картонных коробок из супермаркетов. Его мастерская превратилась в подобие заводской сборочной линии.
Готовые коробки художник покрасил и нанес на них логотипы мыла Brillo, а также кукурузных хлопьев Kellogg's, яблочного сока Mott's, персиков Del Monti и кетчупа Heintz.
Впервые он выставил коробки в Нью-Йорке в 1964 году, превратив галерею в подобие забитого до отказа продовольственного склада. Впоследствии скульптурная композиция была распродана по частям.
Уорхол предлагал коллекционерам покупать все оптом, и хотя ящики не очень хорошо расходились, споров вокруг них было немало. Позже Уорхол сказал о своих ящиках, что ему "захотелось чего-нибудь обыденного", и именно эта обыденная, коммерческая суть изображаемого предмета вызвала ярые нападки критиков. Начисто лишенный эмоций, "механистичный" вид ящиков Уорхола резко контрастировал с манерными мазками творений абстрактного импрессионизма.