Фильм Андрея Кончаловского "Рай" о русской аристократке, оказавшейся в концлагере во время Второй мировой войны, выдвинут от России на премию "Оскар"
© РИА Новости /Геннадий Авраменко

Фильм Андрея Кончаловского "Рай" о русской аристократке, оказавшейся в концлагере во время Второй мировой войны, выдвинут от России на премию "Оскар" в понедельник, 19 сентября, на заседании российского оскаровского комитета во главе с режиссером Владимиром Меньшовым, сообщает РИА "Новости".

ТАСС режиссер прокомментировал решение комитета так: "Ну что же, я не знаю, спасибо коллегам. Это как-то все мимо меня проходило. Ну что же, хорошо, надо соглашаться".

"Рай" был не единственным претендентом, но за него проголосовали большинство членов комитета из 15 человек. "Обсуждали несколько вариантов - были голоса за "Ученика" Кирилла Серебренникова, "Экипаж" Николая Лебедева и "Милого Ханса, дорогого Петра" Александра Миндадзе. Но за "Рай" было отдано голосов больше, чем в совокупности за все остальные картины", - рассказал "Известиям" продюсер, член оскаровского комитета Александр Роднянский.

Он объяснил решение сочетанием трех факторов: "У Кончаловского - "Серебряный лев" за режиссуру. Это очень хорошая платформа. Второе - нужна очень хорошая западная пресса: у "Рая" она отличная. Третье - у Кончаловского большое международное имя, он крупная фигура. Это очень достойный кандидат от России. На данный момент не может быть лучше".

В главной роли в "Рае" снялась жена режиссера Юлия Высоцкая. Ее героиня Ольга, помогавшая французскому Сопротивлению и спасавшая еврейских детей, оказывается в плену у фашистов. В картине есть два влюбленных в нее героя - любитель Чехова, француз-коллаборационист Жюль и высокопоставленный немецкий офицер СС Хельмут. Их сыграли Филипп Дюкен и Кристиан Клаусс. В фильме также снимались Виктор Сухоруков, Петер Курт и другие известные актеры.

"Ольгу арестовывают за то, что она прячет от нацистской облавы еврейских детей, - рассказывается в синопсисе. - Ее дело ведет Жюль. Он увлекается ею и в обмен на интимные отношения, кажется, готов смягчить участь заключенной, но этому не суждено случится. Призрачная надежда на свободу сменяется жестокой действительностью - Ольга попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречает Хельмута, который когда-то в прошлом был безнадежно влюблен в нее. Между ними завязываются странные, болезненные отношения. Нацисты уже близки к поражению, и Хельмут решает спасти Ольгу из концлагеря и бежать с ней в Южную Америку. Ольга, утратившая надежду на свободу, соглашается, но в последний момент осознает, что ее представление о рае изменилось".

Фильм снят в черно-белом цвете, история разворачивается как серия интервью с главными героями, перебивающаяся реконструкциями описанных событий. "Фильм напоминает попытку соединить отдельные эпизоды, найденные куски пленки, где не все элементы сюжета были обнаружены, одним из важных элементов языка являются монологи-исповеди персонажей", - говорится на сайте Кончаловского.

Режиссер рассчитывает, что зрителю будет "не так легко понять, кто хороший, а кто плохой" в его фильме. В интервью НТВ, рассуждая о своей картине, режиссер отметил, что это фильм "о соблазне зла"."Мы же очень часто начинаем дело, а потом оно оказывается недобрым, и мы говорим: мы не знали. Но более искренние и отважные люди говорят: да, я знал, что это будет зло. Зло же очень часто выглядит как добро. Очень часто самые страшные вещи делаются с абсолютным убеждением или под предлогом того, что делается добро. Например, установление демократии в Ливии, или в Сербии, или в Ираке. Это очень благородная мысль - права человека, личности, демократия, а что в результате? Это случается очень часто в истории человечества, когда зло выглядит как добро и очень соблазнительно".

"Вторая мировая война - пример того, как целая нация "провалилась" в зло, - объяснил "Известиям" выбор темы фильма Андрей Кончаловский. - Идея Нового мира в равной мере захватила умы пекарей, учителей и представителей знатных фамилий. Если бы зло не рядилось в красивые одежды, не так рьяно все кидались бы в этот омут, в эту мутную реку. Но чтобы зло было соблазнительным, оно не должно выглядеть как зло. И тогда можно обнаружить, что идея устранить целую нацию не только допустима, но кажется единственно возможным решением: "Да, я служу злу, потому что в результате это будет добро".

На 73-м Венецианском международном кинофестивале в начале сентября "Рай" получил "Серебряного льва" за режиссуру. Премьера картины состоялась 8 сентября 2016 года в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля.