В преддверии 21 декабря - дня, в котором видят время наступления конца света, издание "Полит.ру" опубликовало 10 стихотворений современных поэтов об этом событии.
В своеобразную подборку попали Роман Лейбов и Юлия Фридман, Мария Галина, Анна Русс, Андрей Родионов, Александр Курбатов, Евгений Лесин, Данил Файзов, Сергей Шестаков, Валерий Нугатов, Данила Давыдов.
У авторов грядущая дата вызывает очень разные переживания. Тут и мистика, и мотивы из Откровения Иоанна Богослова, и психологическая поэзия, и стилизация под "шестидесятников", политическая сатира, а также полный ненормативной лексики опус. Александр Курбатов написал целую поэму в духе апокалиптической фантастики.
Фрагменты новых "апокалиптических" стихотворений
Голубой бычок идет, качается
Ах, как жаль, что этот свет кончается
Не тушуйся, занимай за мной
В медленном хвосте до проходной...
Все свои, а лиц знакомых мало
Маешься, как будто все сначала
Угловатый тискаешь пакет -
Вот уже и видно турникет
Ну-ка, кто оттудова встречает
Кто погладит, примет, укачает
Вся семья и все твои друзья
Ничего себе, ведь это я...
(Анна Русс)
...А если и правда кончается свет,
То хоть кричи во все рации,
Но кончается и Госдума, и даже Совет,
Господи, Федерации.
Конец триколору, конец тандему,
Конец даже клубу "Анжи".
Я в панике, Фауст, меняем тему,
Уходим на виражи.
Скажи мне, Света, не бойся главного.
Жду от тебя ответа.
Скажи мне, Света моя из Иванова.
Где же конец, Света?
(Евгений Лесин)
...старичочки-смех...ёчки
выживают из ума
наступает конец света
атомарная зима
ни...я уже не будет
ни тебя и ни меня
однох...ственное б...дство
равномерная х...ня
кончится земля и воздух
солнце пальмы и цветы
жопы и х...и и п...ды
умирай скорей и ты
только старого поэта
не задушит, не заткнет
ни комета, ни ракета
ни п...а, ни новый год
(Валерий Нугатов)
...никто другой не дарит глобус
да ведь и некого просить
пусть инфернальный аэробус
скорей за нами прилетит
а ты, читатель, не печалься
всем вместе весело туды
дела доделай в темпе вальса
быстрее заметай следы
здесь холодно и слишком глупо,
чтоб далее существовать
для человечества халупа
земная - мачеха, не мать
(Данила Давыдов)
...В это время кто-то третий все ворочается, не может уснуть,
Каплет в кружку, глотает, поршнем ходит кадык.
За окном оседает седая декабрьская муть,
То ли заморозки, то ли оттепель, радио вообще обещало кирдык,
Говорят, назавтра закончится календарь
Не то у гагаузов, не то у караимов, а может, у майя.
На стене пылится отрывной календарь:
На нем навсегда застыло девятое мая.
Нет бы уснуть и увидеть бабу, прости господи, ню,
Президента в шлеме таксиста, в кимоно каратиста.
Но лишь приляжешь на спутанную узлом простыню,
В голове начинают слова мошками биться, в виски колотиться.
Что-то тикает, такает, тукает: то ли точит стену какой инсект,
То ли недобитые дамские часики завалялись в затхлых просторах,
Красный провод да белый, да синий сплелись, как инцест,
Перерезать можно бы разом все, да в шторах тревожный шорох.
Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна не закрывает в небе глаз:
Левое полушарие отбивает ногою хорей.
Правое играет какой-то скверный коммерческий джаз,
Вместе получается не музыка, а скорей
Сумбур, на воздушных путях перекличка двух капитанов из двух углов.
Голоса до хрипа спорят, да все не дойдет до драки.
Последний рыбарь из последнего моря выгребает последний улов.
На горе молчит медведь, на дне свищут раки.
(Юлия Фридман и Роман Лейбов)
Самая известная апокалиптическая проза
Тема конца света, литературно очень живо описанная еще в "Откровении Иоанна Богослова" примерно в I веке, всегда волновала умы творческих людей. В скандинавском эпосе есть свой "апокалипсис" - "Прорицание вёльвы" (примерно XIII век), отмечается в подборке, сделанной сайтом Livelib.ru.
Конец света живописал Байрон в поэме "Тьма" - гаснет солнце, лишенные солнечного света люди теряют человеческий облик, в них начинает преобладать животное начало, и именно это становится причиной гибели человеческой расы.
Не обошли эту тему и русские классики - знаменитый апокалиптический сон Раскольникова в финале "Преступления и Наказания" Достоевского, в финале "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина город Глупов гибнет от чудовищной катастрофы. У Тургенева есть стихотворение, которое так и называется - "Конец света". Брюсов в стихотворении "Конь блед" рисует явление в кипящем жизнью городе последнего всадника апокалипсиса.
В западной литературе темы апокалипсиса касались Бернард Шоу - в финале пьесы "Дом, где разбиваются сердца" герои слышат таинственный звук с небес, а Гектор Хэшебай, единственный, кто понимает обреченность обитателей Дома, произносит удивительную по смыслу и горечи фразу: "Это небеса рычат, гневаясь на ничтожных тварей, населяющих землю. Помяните мое слово: одно из двух - либо из этой тьмы придут новые создания и вытеснят нас, как мы когда-то вытеснили зверей, либо небеса с грохотом падут на наши головы и раздавят нас. Беда в нас! Беда в том, что существование наше бессмысленно... Мы - опасны. Мы - бесполезны".
Книга Джека Лондона "Алая чума" повествует о катастрофе, вызванной эпидемией, которая благодаря развитию транспорта в мгновение ока распространяется по всему миру и приводит к уничтожению человечества.
Космическая катастрофа надвигается на Землю в "Рассказе о самом главном" Евгения Замятина. Булгаков не раз обращался к этой теме - в "Белой гвардии" отразилось изображение грянувшей Октябрьской революции как своеобразного конца света. Эпиграф произведения взят из "Откровения Иоанна Богослова", текст романа содержит ряд аллюзий на книгу апостола. Большевики уподоблены демоническим силам, вторгшимся в мир, Троцкого один из героев открыто называет сатаной. На роль антихриста претендует Петлюра. "Адам и Ева" рисует малый конец света - гибель Ленинграда. Писатель повествует о гипотетической войне между Союзом и странами Запада. Пущенная газовая атака моментально уничтожает весь Ленинград и его жителей.
Первую строчку из знаменитого апокалиптического стихотворения американской поэтессы Сары Тисдейл "Будет ласковый дождь..." Рэй Брэдбери возьмет в качестве заглавия одного из своих рассказов. Сам он бесчисленное количество раз обращался к теме конца света, но одно из самых виртуозных воплощений - в рассказе "Завтра конец света". Рассказ не рисует никаких картин гибели мира, он описывает последний вечер на земле, переданный через разговор любящей четы.
Одна из программных пьес Юджина О'Нила "Продавец льда грядет" посвящена именно этой теме. Предчувствие гибели "современного Вавилона" сосредоточено в многозначном образе Продавца льда, который ассоциируется и с закатом цивилизации, и с финалом жизни каждого из персонажей пьесы.
И, наконец, "Сто лет одиночества" Габриэля Гарсиа Маркеса - в романе рассказывается столетняя история рода Буэндиа и городка Макондо, от их рассвета до гибели. В аллегорическом плане Макондо отождествлен с нашим миром, а род Буэндиа - с человечеством, над которым довлеет неизбывное проклятие одиночества. Спустя столетнюю историю развития Макондо, зашедшее в тупик, обречено встретить гибель, роман завершается апокалиптически.
Отметим, что в этом списке нет таких программных апокалиптических произведений, как "Война миров", "Машина времени" Герберта Уэллса, "Колыбель для кошки" Курта Воннегута, "Гибель дракона" Саке Комацу, "Безымянная гора" Роберта Шекли, многочисленные романы Стивена Кинга и другие произведения, которые все перечислить просто невозможно.
А ведь есть еще и постапокалиптические произведения - действия в которых развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Это "Пикник на обочине" братьев Стругацких, "Последний человек" Мэри Шелли, "После Лондона" Ричарда Джеффериса и такие совсем современные произведения, как "Метро 2033" Дмитрия Глуховского или значительная часть фантастических книг Александра Бушкова.