В Москве открывается 35-ый Московский международный кинофестиваль (ММКФ), который продлится до 29 июня. Откроется ММКФ зомби-экшеном "Война миров Z" (World War Z) по одноименному роману Макса Брукса, представить который приедут режиссер Марк Форстер и актер Брэд Питт, исполнивший в фильме главную роль. Закроется фестиваль показом исторической драмы Ираклия Квирикадзе "Распутин", главную роль в которой сыграл новоиспеченный гражданин России Жерар Депардье.
Брэд Питт, прибывающий на церемонию открытия, отказался от общения с журналистами и появится лишь на фотоколле и ковровой дорожке у кинотеатра "Россия". Не исключено, что именно Брэд Питт получил на церемонии первый почетный приз - за вклад в мировой кинематограф, отмечает ИТАР-ТАСС.
Основной площадкой для показов по-прежнему остается столичный кинотеатр "Октябрь", а вот залы открытия и закрытия фестиваля и место работы прессы в этом году изменились. Торжественные церемонии вновь вернулись в бывший кинотеатр "Пушкинский", который теперь носит название театр "Россия". А журналисты из кинотеатра "Художественный" переместились в Театр киноактера на Поварской улице.
К "Октябрю" и летнему кинотеатру "Пионер", где с прошлого года также можно увидеть фильмы ММКФ, добавилось еще несколько "просмотровых" площадок. В отреставрированном "Иллюзионе" покажут ретроспективы. Сеансы неигровых картин пройдут в Центре документального кино, который в начале июня торжественно открылся в одном из зданий Музея Москвы - Провиантских складах на Зубовском бульваре, сообщает РИА "Новости".
В этом году ММКФ ожидает около 500 гостей из-за рубежа, включая актеров Жерара Депардье, Кристиана Слейтера, режиссеров Коста-Гавраса, Габриэле Сальватореса, Софи Блонди и многих других.
В программе ММКФ - около 360 конкурсных и внеконкурсных, игровых, документальных и короткометражных фильмов. Самые именитые режиссерские имена в этом списке - Бернардо Бертолуччи и Алексей Балабанов, Коста-Гаврас и Урсула Майер (все с персональными ретроспективами), Мануэл де Оливейра и Мигел Гомеш (программа "Португальская эйфория"), Пол Верхувен и Алекс ван Вармердам (программа "Малые голландцы"), Мишель Гондри (программа "Вокруг света") и Ульрих Зайдль с его выделенной в отдельную программу трилогией "Рай", Цзя Чжанкэ и Кира Муратова (программа "8 1/2 фильмов"), пишет "Коммерсант".
В основной конкурсной программе 16 картин. Шесть фильмов - более трети конкурсной программы - собрано из стран Восточной Европы, в том числе три из России. Константин Лопушанский, давний лауреат ММКФ, возвращается с картиной "Роль" о столкновении идей символизма времен Серебряного века с грубой прозой пролетарской революции. Из той же эпохи напряженных духовных исканий отчасти вырастает фильм Андрея Богатырева "Иуда" по повести Леонида Андреева "Иуда Искариот".
Третья российская конкурсная лента - "Скольжение" Антона Розенберга - неожиданно сочетает актуальную проблематику (деятельность Госнаркоконтроля, оборотни в погонах) и остросюжетное жанровое решение со съемочной манерой в духе датской "Догмы".
Помимо российских картин в конкурсе 35-го ММКФ также представлены японский триллер "Долина прощаний" (Sayonara keikoku) Тацуси Оомори, фильм голландца Дидерика Эббинге "Маттерхорн" (Matterhorn), польская полицейская драма "Дорожный патруль" (Drogowka) Войцеха Смаржовского, французский детектив "Другая жизнь Ришара Кемпа" (L'Autre vie de Richard Kemp) Жерминаля Альваре, испанская картина "Портовые ребята" (Los chicos del puerto) режиссера Альберто Мораиса, победившего со своим дебютом "Волны" на 33-м ММКФ, швейцарская лента "Рози" (Rosie) режиссера Марселя Гислера, британская история любви "Наслаждение" (Delight) Гарета Джонса, полнометражный дебют итальянского режиссера Чиро де Каро Spaghetti story, турецкая социальная драма "Частица" (Zerre) Эрдема Тепегеза, загадочная история о взаимоотношениях мужчины и женщины "Ливанские эмоции" (Le-ba-non Kam-jeong) южнокорейского режиссера Чона Енхена, грузинская лента "Беспредел" (Koma) Арчила Кавтарадзе, бразильская ироническая драма "Чужие воспоминания" (A Memoria que me Contam) Люсии Мурат и режиссерский дебют бывшего ассистента Эмира Кустурицы - Момчило Мрдаковича "Мамарош" (Mamaros).
Кому достанется статуэтка "Святой Георгий" - главный приз ММКФ - решит жюри основного конкурса: режиссеры Мохсен Махмальбаф (Иран) и Урсула Майер (Германия), президент Пусанского международного кинофестиваля в Корее Дон-Хо Ким, актеры Сергей Гармаш и Зураб Кипшидзе. Президент жюри - знаменитый иранский режиссер-изгнанник Мохсен Махмальбаф, живущий ныне в Лондоне (его новому фильму "Садовник", документальному исследованию того, что есть бахаизм, снятому в Израиле, посвящен специальный показ). Тому же составу экспертов придется оценить и программу короткометражного конкурса.
На ММКФ пройдет и ставший уже традиционным конкурс документалистов "Свободная мысль". В нем участвуют картины молодых режиссеров-дебютантов, судить их работы будут российский режиссер Сергей Дворцевой, немецкий кинематографист Клаас Даниэлсен, документалист Коко Шрайбер. А вот соревнование режиссеров-дебютантов "Перспективы" в этом году проводиться не будет.
В рамках нынешнего ММКФ будет представлено 29 программ. Традиционные для ММКФ программы "Русский след", "Восемь с половиной фильмов" Петра Шепотинника, "Уголок короткого метра", "Ателье" и другие будут дополнены в этом году авторской программой Андрея Плахова "Португальская эйфория", ретроспективой, посвященной Сталинградской битве, программами "Малые голландцы", "Пражская весна. Памяти Галины Копаневой", "Почти весь Бертолуччи" и другими. Предполагается также показ скандальной трилогии австрийского режиссера Ульриха Зайдля "Рай" - "Рай. Любовь", "Рай. Вера" и "Рай. Надежда".
В Доме кино в это же время будут демонстрироваться российские программы, которые откроются 21 июня фильмом Дмитрия Тюрина "Жажда". Первоначально планировалось открыть российские программы фильмом - победителем прошедшего "Кинотавра" - "Географ глобус пропил" Александра Велединского, но в последний момент продюсеры сняли фильм с показа.
В рамках Российских программ будут показаны новые фильмы отечественных режиссеров - "Долгая счастливая жизнь" Бориса Хлебникова, "В ожидании моря" Бахтиера Худойназарова, "Майор" Юрия Быкова, "Легенда N17" Николая Лебедева, "Прощание" Дмитрия Константинова, "Разносчик" Андрея Стемпковского, "Совсем непростая история" Федора Попова, "Чапаев, Чапаев" Виктора Тихомирова, "Дом, милый дом" Александра Басова и другие.
Показы пройдут в Большом зале Дома кино. В остальных залах в этом время будут показываться анимационные и короткометражные российские программы.
Также в рамках Российских программ пройдет ретроспектива фильмов скончавшегося месяц назад Алексея Балабанова.
По словам программного директора киносмотра Кирилла Разлогова, все зарубежные фильмы ММКФ будут идти с пометкой "18 плюс", а российские адресованы зрителям старше 16-ти. "Это написано и в каталоге, и во всех программках", - добавил киновед.
Разлогов напомнил, что одной из самых провокационных программ киносмотра является проект "Секс, еда, культура, смерть". "Но в этом году будет и совсем экстремальная программа "Дикие ночи", - сообщил программный директор. - В нее войдет то, что смотреть вообще нельзя, так что будьте осторожны. С детьми туда идти точно не стоит".
"Московский комсомолец" выделяет в "Диких ночах" триллер "Только Бог простит" с Райаном Гослингом и Кристин Скотт Томас, снятый в Бангкоке модным датчанином Николасом Виндингом Рефном. Предыдущий фильм с Гослингом - "Драйв" принес ему приз за режиссуру Каннского кинофестиваля. "Только Бог простит" провалился в Каннах этого года.
А в программе "Секс, еда, культура, смерть" издание отмечает черно-белую картину "Художник и натурщица" оскаровского лауреата Фернандо Труэбы, получившую невероятное количество номинаций на испанскую кинопремию "Гойя".
С 24 по 26 июня на ММКФ в 5-й раз откроется Деловая площадка Moscow Business Square и форум копродукции. Для участия в московском форуме копродукции отобрано около 20 кинопроектов на стадии развития из разных стран. Московский форум копродукции традиционно обратит особое внимание на проекты стран СНГ, Балтии и Грузии. В рамках Moscow Business Square пройдут круглые столы по кинематографу стран СНГ и азиатских стран - в частности, Китая и Южной Кореи.
В рамках ММКФ пройдет несколько круглых столов, посвященных самым острым проблемам российского кино - дебютам, государственной поддержке, - а также питчинг дебютантов.