Жительница Санкт-Петербурга Елена Орлова-Глонбска пытается отсудить у Польши уникальную коллекцию Яна Поплавского, состоящую из 103 картин западноевропейских мастеров XIII-XVIII веков и хранящуюся в Национальном музее в Варшаве. Россиянка уже добилась судебного решения о том, что коллекция принадлежала ее двоюродному прадеду, а она - единственная его наследница.
Гатчинский городской суд по заявлениям Елены Орловой-Глонбской вынес три решения, согласно которым она является единственной наследницей умершего в Варшаве 19 апреля 1935 года Ивана (Яна) Поплавского, которому на момент смерти, как установил суд, принадлежала уникальная коллекция картин. Теперь Орлова-Глонбска с помощью российского МИД готовит иск в окружной суд Варшавы.
В коллекцию фламандской и голландской средневековой живописи входят работы Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Тинторетто и других знаменитых художников. Она оценивается в несколько миллионов долларов.
"Эти художники делают коллекцию совершенно экстраординарной, - сказал "Известиям" руководитель фондово-закупочной комиссии Эрмитажа Виктор Файбисович. - Блестящее собрание, правда, при условии, что эти картины - подлинники. Многим из них вполне могло бы найтись место в экспозиции Эрмитажа. Трудно говорить о стоимости коллекции без соответствующей экспертизы, но несколько миллионов долларов она стоит наверняка".
Елена Орлова-Глонбска принадлежит к роду польских шляхтичей, участвовавших в восстании под предводительством Тадеуша Костюшко и за это сосланных в Сибирь. Иван Иванович Поплавский, медик по профессии, в Петербурге был более известен как коллекционер западноевропейской живописи и документов, связанных с пребыванием декабристов и участников польских восстаний в сибирской ссылке.
В 1924 году Поплавский вывез ее в Польшу, где еще до революции обосновался его брат Варфоломей-Иосиф Поплавский - крупный железнодорожный чиновник. Как предполагают, это удалось сделать из-за близкого знакомства Поплавского с наркомом просвещения СССР Анатолием Луначарским и главой польского государства Юзефом Пилсудским.
Иван Поплавский работал врачом в знаменитой Санкт-Петербургской психиатрической лечебнице Святого Николая Чудотворца, что на Пряжке. Пилсудский в феврале 1900 года был арестован в Лодзи за распространение запрещенной литературы. Ему грозила каторга, и он прибегнул к испытанному многими подпольщиками методу: стал симулировать сумасшествие. Пять месяцев его держали на обследовании в психиатрической лечебнице на Пряжке, а на шестой политический пациент сбежал.
Реальные обстоятельства побега до сих пор покрыты тайной. Не исключено, что помогли ему бежать врачи-соотечественники. Главврачом больницы в то время был также потомственный шляхтич Оттон Чечот. Его родственница, кстати, была замужем за братом Ивана Поплавского Варфоломеем-Иосифом.
А в 1924 году Иван Поплавский с личного разрешения наркома просвещения Луначарского, с которым был хорошо знаком, вывез коллекцию в Польшу. По рассказам прабабушки Елена знает, что имущества вывезли два вагона.
К этому времени в Польше уже обосновался брат Варфоломей с женой - по словам Орловой-Глонбской, он владел крупным пакетом акций Варшавских железных дорог. В 1931 году в возрасте 70 лет Варфоломей умер, оставив после себя жену Марию Агриппину, урожденную Чечот. А 27 мая 1935 года на 76-м году жизни умер и Иван Поплавский.
В качестве документального подтверждения прабабушка, умершая в 1958 году, оставила Елене "Каталог выставки картин коллекции Яна Поплавского", изданный в 1936 году Национальным музеем в Варшаве. Однако по тогдашним советским законам двоюродная правнучка не имела право на наследство. Все изменилось с введением в 2002 году третьей части Гражданского кодекса, который существенно расширил круг наследников.